САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Поиск
Обновления

Выступление Председателя Саратовской областной Думы В. В. Капкаева на XXXIII заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в ПФО

07.12.2012

Уважаемые коллеги!

В Саратовской области тема правового урегулирования участия граждан в обеспечении правопорядка неоднократно поднималась и депутатами, и представителями органов внутренних дел, и активной частью населения. С 2001 года по 2005 год в области действовал соответствующий закон, однако он был признан утратившим силу в связи с тем, что вопросы охраны общественного порядка не относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации. Позднее предложения по принятию аналогичных законов неоднократно вносились в Саратовскую областную Думу по инициативе как депутатов, так и правоохранительных органов. Однако все они отклонялись по вышеназванной причине – отсутствие у субъектов Российской Федерации необходимых полномочий по законодательному регулированию данных отношений.

Первоначально нами было принято решение дождаться принятия соответствующего федерального закона. Как известно, законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка» находится в Государственной Думе с декабря 2008 года. К сожалению, его дальнейшая судьба пока не ясна: в прошлом году рассмотрение законопроекта перенесено на неопределенный срок.

В связи с особой актуальностью проблемы и созревшей потребностью создания правовых рамок для ее разрешения в декабре 2009 года в Саратовской областной Думе прошли депутатские слушания на тему: «О мерах по усилению охраны общественного порядка на территории Саратовской области и реализации права граждан на участие в охране общественного порядка».

При подготовке к депутатским слушаниям мы ознакомились с состоянием дел в других субъектах Федерации, изучили практический опыт решения проблемы в регионах Приволжского федерального округа.

На тот момент законы об участии жителей в обеспечении правопорядка были приняты и действовали более чем в 50 субъектах РФ; в Приволжском федеральном округе – в республиках Татарстан, Чувашской, Удмуртской, Марий Эл, Пермском крае, Нижегородской, Пензенской, Самарской, Кировской и  Ульяновской областях.

С учетом рекомендаций депутатских слушаний  принято решение вернуться к разработке соответствующего областного закона, и в ноябре 2011 года он был принят.

Региональный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка в Саратовской области» позволил включить в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное число заинтересованных граждан, создал условия для самозащиты жителями своих прав и свобод в данной сфере, способствовал наведению должного правопорядка в общественных местах, снижению уличной преступности и укреплению доверия населения к полиции.

В соответствии с принятым Законом Саратовской области, участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

Индивидуальное участие может осуществляться в следующих формах:

1) информирование органов внутренних дел о ставших известными гражданам фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;

2) содействие граждан органам, уполномоченным осуществлять охрану общественного порядка, в реализации государственной политики в данной сфере, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, противодействия преступности;

3) иные формы реализации права граждан на участие в охране общественного порядка, предусмотренные федеральными законами, законами области, иными нормативными правовыми актами области, муниципальными правовыми актами.

Основными формами коллективного участия граждан в охране общественного порядка являются:

1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия органам внутренних дел в реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка;

2) добровольные народные дружины.

Добровольные народные дружины в Саратовской области создаются в форме общественных организаций и регистрируются в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в рамках требований Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона от 12 января 1996 года № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях».

По состоянию на 1 ноября 2012 года в регионе сформированы 123 добровольные народные дружины общей численностью 1322 человека.

За 10 месяцев текущего года с их помощью раскрыто 108 преступлений и  пресечено 3686 административных правонарушений. За участие в охране общественного порядка поощрены 54 дружинника, вручено 45 благодарностей и 9 почетных грамот.

Отмечу, что жители Саратовской области проявляют активную жизненную позицию и оказывают реальное содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка.

Подтверждением тому служит проведенный в июле 2012 года опрос населения. На вопрос: «Надо ли возрождать народные дружины?» большинство, или 45% опрошенных, ответили: «Да, вместе легче справиться с преступностью»; 20% отдали свой голос за вариант «Возрождать надо, но сам я в дружинники не пойду».

Желание участвовать в охране правопорядка есть у многих общественных организаций, предприятий и коллективов. К сожалению, государство пока не может подкрепить это желание материальным стимулированием и социальными гарантиями.

В результате каждый муниципалитет решает данный вопрос самостоятельно, разрабатывая собственные нормативные акты, изыскивая в бюджете средства на поощрение добровольцев.

Положительным примером служит организация работы общественной организации «Народная дружина»  Энгельса, с деятельностью которой участники заседания уже познакомились. В 2011 году главой администрации было принято постановление об осуществлении охраны общественного порядка в городе и о привлечении к этой работе  населения. В постановлении предусмотрены меры стимулирования, введено почасовое вознаграждение, прописан механизм взаимодействия должностных лиц администрации города и «Народной дружины».

Между Энгельсским управлением внутренних дел и общественной организацией заключен договор о совместной работе по охране правопорядка в городе, четко определены права и обязанности каждой стороны, заключены муниципальные контракты. Шестнадцать дружинников ежедневно в соответствии с графиком выхода помогают полиции в обеспечении порядка в общественных местах и на улицах Энгельса. В текущем году ими совместно с полицейскими пресечено 691 административное правонарушение и раскрыто 10 преступлений.

Другой пример. В Дергачевском районе в поселке Мирный с населением 1600 жителей под непосредственным руководством заместителя главы местной администрации четыре года назад было создано 15 групп охраны правопорядка в составе 37 человек. Они патрулируют поселок ежедневно с восьми вечера, в течение 2-4 часов,  посещают места массового скопления населения. В качестве стимулирования дружинникам ежемесячно выдаются продукты питания, сельхозпродукция. Финансирование осуществляется генеральным директором ОАО «Мирный», который, наряду с обеспечением материального стимулирования, лично принимает участие в дежурствах. Такая работа позволила существенно улучшить криминогенную обстановку в поселке, которая ранее вызывала серьезную обеспокоенность населения.

Другим способом участия граждан в деле охраны правопорядка являются казачьи формирования, которые оказывают существенную поддержку органам правопорядка. На территории субъекта действует Окружное казачье общество Саратовской области Волжского войскового казачьего общества.

На основе заключенных соглашений казаки привлекаются к обеспечению общественного порядка во время проведения культурно-массовых и религиозных мероприятий, осуществляют охрану сельскохозяйственных угодий. В летний пожароопасный период казаки совместно с сотрудниками полиции и МЧС принимали активное участие  в патрулировании лесных и дачных массивов.

В текущем году в сотрудничестве с казаками проведено 260 мероприятий по охране правопорядка, с их участием раскрыто 15 преступлений и пресечено 1786  административных правонарушений.

Наряду с правоохранительной деятельностью, казачество принимает активное участие в профилактической работе с несовершеннолетними. В общеобразовательных учреждениях области функционирует 55 казачьих кадетских классов, в которых обучается свыше 1,5 тысяч человек. Ведется подготовительная работа по открытию новых классов в нескольких районах.

Отмечу также, что атаманы казачьих подразделений входят в составы Общественных советов при органах внутренних дел.

Одной из эффективных форм правового воспитания молодежи, неотъемлемой частью системы студенческого самоуправления и реальным кадровым резервом для органов внутренних дел являются студенческие отряды охраны правопорядка, формируемые на основании разработанных в вузах Положений об отрядах, утверждаемых приказами ректоров.

Такие отряды действуют в вузах региона еще с конца 90-х годов прошлого века. В настоящее время в Саратовской области насчитывается восемь таких отрядов, в их работе участвуют более трехсот человек.

Студенты своими силами обеспечивают пропускной режим в корпусах и студенческих общежитиях,  следят за соблюдением общественного порядка в зданиях вузов и на прилегающих территориях, а также в ходе массовых мероприятий, проводимых вузами. Только за 10 месяцев текущего года в Саратовской области участники студенческих отрядов  содействовали раскрытию 12 преступлений и пресечению 460 административных правонарушений. Отличившиеся студенты поощрены благодарностями и почетными грамотами. Уверен, что это направление работы необходимо развивать, а стремление молодежи участвовать в ней – всячески приветствовать.

Ранее отдельные аспекты деятельности студотрядов регулировались Постановлением Правительства Российской Федерации от 1998 года «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации». Однако с 1 января 2012 года его основные положения утратили силу.

Этот вопрос широко обсуждался на I Всероссийском форуме добровольных дружин «Симбирский диалог-2011» в  Ульяновске, в котором делегация Саратовской области принимала участие.

Итогом форума стала резолюция об активизации работы по разработке федерального закона, регулирующего деятельность добровольных дружин.

В частности, было высказано пожелание установить правовой статус дружинников, их права и обязанности, предусмотреть меры материальной поддержки и социальной защиты граждан, участвующих в системе охраны общественного порядка на территории Российской Федерации.

Особой формой участия населения в охране общественного порядка в Саратовской области являются советы общественности при участковых пунктах полиции. Работа по их формированию была начата в 2009 году. По состоянию на 1 ноября текущего года создано 385 советов общественности, в состав которых входят 1290 человек. В 2012 году советами было проведено 925 заседаний, на них обсуждались вопросы, напрямую касающиеся обеспечения безопасности жителей, проживающих на конкретном административном участке.

Члены советов общественности оказывают помощь сотрудникам полиции в осуществлении охраны общественного порядка, раскрытии преступлений и пресечении административных правонарушений, являются понятыми, свидетелями и очевидцами происшествий, привлекаются к профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, семейными дебоширами и лицами, освободившимися из мест лишения свободы.

Считаю, что данная форма взаимодействия правоохранительных органов и активной части населения в вопросах обеспечения законности является весьма перспективной и заслуживает дальнейшего развития.

Завершая выступление, хотел бы отметить, что для более эффективной реализации потенциала гражданского общества в сфере охраны общественного порядка представляется необходимым внесение ряда изменений в федеральное законодательство.

Предлагаю  внести в проект решения Ассоциации рекомендации Государственной Думе Российской Федерации, предложив  активизировать работу по проекту федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка». Он призван регламентировать вопросы участия граждан и общественных объединений в охране общественного порядка на территории Российской Федерации, а также определить правовую основу и формы участия дружинников в обеспечении правопорядка, гарантии их правовой и социальной защиты.

Принятие данного закона, несомненно, придало бы дополнительный импульс процессу вовлечения людей с активной жизненной позицией в организованную работу по охране правопорядка и профилактике преступлений и правонарушений, станут очередным шагом на пути к созданию единого правового пространства в субъектах Федерации, Приволжском федеральном округе и Российской Федерации в целом.

Спасибо за внимание.