САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Поиск
Обновления

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

23.10.2017, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

24.10.2017, вторник, 11:00, парламентский центр

Заседание рабочей группы по вопросу: «О проекте ЗСО № 6-11023 «О внесении изменения в статью 1 ЗСО «О дополнительных видах …

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

24.10.2017, вторник, 14:00, парламентский центр

Заседание комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике

Комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике

Выступление Председателя Саратовской областной Думы В. В. Капкаева на заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ Приволжского федерального округа

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы с вами обсуждаем важную для каждого субъекта Федерации тему. Вопросу инвестиционной привлекательности регионов уделяется особое внимание, в том числе – Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным. Весной этого года на заседании Агентства стратегических инициатив он заявил, что все регионы должны научиться лучшим практикам работы с инвесторами, чтобы на порядок улучшить свой деловой климат. Примерно в это же время был запущен национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России. Пока пилотное апробирование составления данного рейтинга проведено на примере 21 региона России, и наша губерния не попала в их число. Однако нам есть, что показать. И, разумеется, есть проблемы, которые необходимо решить.

В Саратовской области инвесторам, поставленным на налоговый учет на территории нашего региона, предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Все конкретные меры перечислены в региональном законе, который так и называется «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области».

Организации–инвесторы, которые ведут деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики области и осуществляют капитальные вложения в расположенные на территории региона основные средства (в размере не менее 50 миллионов рублей, а в строительстве – в размере не менее 650 миллионов рублей), и, при этом, реализуют инвестиционный проект, предоставляются налоговые льготы (в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации-налогоплательщика), а именно:

– освобождение от уплаты транспортного налога (Закон Саратовской области от 25.11.2002 г. № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога»).

Региональным законом № 154-ЗСО от 02 августа 2007 года в статью 4 (льготы по налогу) в 1 пункт был добавлен подпункт «з» (организации-инвесторы), а также добавлен пункт 4:

4. Льготы по налогу, установленные подпунктом «з» пункта 1 настоящей статьи, предоставляются вновь создаваемым организациям-инвесторам, осуществившим капитальные вложения в расположенные на территории области основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики области в размере не менее 50 миллионов рублей, а в строительстве – в размере не менее 650 миллионов рублей, реализующим инвестиционный проект, предусматривающий приобретение транспортных средств, – в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации-налогоплательщика.

В целях применения настоящего Закона приоритетными направлениями развития экономики области являются следующие виды экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

обрабатывающие производства;

строительство;

транспорт и связь;

здравоохранение и предоставление социальных услуг;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

добыча полезных ископаемых.

Основанием для предоставления льготы по налогу является письменное заявление инвестора в соответствующий налоговый орган с приложением копий следующих документов:

а) регистрационных документов на транспортное средство;

б) инвестиционного проекта;

в) бухгалтерской отчетности.

Понятия «капитальные вложения», «инвестор» и «инвестиционный проект», используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в котором они определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». С того времени никакие другие изменения, затрагивающие организации-инвесторы, не вносились;

– снижение ставки налога на прибыль организации в части, зачисляемой в региональный бюджет, с 18% до 13,5% (Закон Саратовской области от 01.08.2007 г. № 131-ЗСО «О ставках налога на прибыль организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Саратовской области»).

27 декабря 2013 года региональным законом № 236-ЗСО были внесены изменения, связанные с расширением видов деятельности организаций-инвесторов, а также учитывающие консолидированные группы налогоплательщиков;

– снижение ставки налога на имущество c 2,2% до 0,1% (Закон Саратовской области от 24.11.2003 г. № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций»).

Инвесторы были учтены в редакции закона от 01.10.2004 № 50-ЗСО. Именно тогда была добавлена ставка 1,1%, по которой облагалось имущество:

а) созданное (приобретенное) в результате реализации инвестиционного проекта организацией, осуществившей капитальные вложения в размере более 50 миллионов рублей в основные производственные фонды, расположенные на территории области, – в течение трех налоговых периодов.

б) приобретенное как имущественный комплекс в рамках инвестиционного проекта в ходе процедур несостоятельности (банкротства): внешнего управления, конкурсного производства, – в течение одного налогового периода.

В 2007 году (№ 130-ЗСО от 01 августа 2007 года) ставка была снижена до 0,1%. Тогда же был добавлен текст, что подлежат обложению по данной ставке «основные средства в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики области в размере не менее 50 миллионов рублей, а в строительстве в размере не менее 650 миллионов рублей, – в течение пяти налоговых периодов с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе организации – налогоплательщика», а также перечислены приоритетные направления.

Общий объем налоговых льгот в 2013 году составил 1537,5 млн. рублей (3,6 процента от налоговых доходов областного бюджета), в том числе 827,6 млн рублей по организациям, финансируемым из областного бюджета.

Налог на имущество организаций

В 2013 году 24 организации, осуществившие капитальные вложения в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, воспользовались установленной областным законодательством льготой по налогу на имущество организаций в форме снижения ставки. Объем предоставленных льгот по данной категории плательщиков составил 491,0 млн рублей.

Указанная льгота  считается эффективной  и формирующей благоприятный инвестиционный климат в Саратовской области  и способствует привлечению инвестиционных ресурсов.

Министерством экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области была проведена оценка бюджетной эффективности предоставленных преференций по двум организациям (ОАО «Саратовстройстекло», ОАО «Завод металлоконструкций»), которые применяют пониженную ставку налога на имущество организаций в течение пяти лет.

Коэффициент бюджетной эффективности:

ОАО «Саратовстройстекло» равен 3,75;

ОАО «Завод металлоконструкций» – 46,44.

Остальные организации (ООО «Отдых 2010», ЛИГАТУРА ЗАО МФ, Торговый дом ТЦ Поволжье ОАО, ООО «Балаковские минеральные удобрения», «Приволжская железная дорога» – Филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ООО ДСК Грас – Саратов, ОАО «БРТ», ООО «МакПром», ООО «Балэнергомаш», ООО «АСТЭК – АТЦ», ОАО Роберт Бош Саратов, ООО «Нефтесклад № 1», ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково», филиал ООО «Хенкель Рус», ООО «Диалл – Альянс», ООО «Икар», ООО «РАМФУД – Поволжье», ОАО Саратовский НПЗ, ООО «ЕПК – Бренко Подшипниковая Компания», ООО Завод ЖБК 1, ЗАО «Жировой комбинат», ЗАО РБП) используют предоставленную налоговую льготу на протяжении одного, двух налоговых периодов, в связи с чем коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот не рассчитывался.

Также, 42 организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, получили льготу в сумме 76,8 млн рублей.

Транспортный налог

Юридическим лицам льготы по транспортному налогу предоставлены в размере 7,5 млн рублей.

По транспортным средствам, приобретенным в рамках реализации инвестиционного проекта, льгота в сумме 1,6 млн. рублей предоставлена 3 организациям – ООО «АСТЭК – АТЦ», ЗАО РБП, ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково». Льгота по уплате транспортного налога применяется предприятиями в течение двух налоговых периодов.

Налог на прибыль организаций

По налогу на прибыль организаций налоговая льгота заявлена ООО «Хенкель Рус»в размере 53,9 млн.рублей в связи с осуществлением инвестиционной деятельности.

После вступления в силу Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» начата работа по приведению в соответствие нормативной правовой базы Саратовской области, регулирующей вопросы развития данной сферы. В настоящее время правоотношения в ней регулируются региональным законом от 28 апреля 2010 года № 62-ЗСО «Об участии Саратовской области в государственно-частном партнерстве». Кроме этого, подготовлен проект Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Некоммерческим партнерством «Центр развития государственно-частного партнерства» и Правительством Саратовской области.

Региональная власть активно изучает опыт реализации совместных с бизнесом проектов. Уже есть примеры положительного взаимодействия. Так, введен в эксплуатацию центр диализа Саратовского филиала ООО «Фрезениус Нефрокеа» (объем инвестиций – около 150 млн рублей); ЗАО «Управление отходами» реализует инвестиционный проект по созданию системы переработки ТБО (объем инвестиций – около 1 млрд 640 млн рублей); а предприятие «СарАэро-Инвест» реализует инвестиционный проект по строительству служебно-технических объектов на территории нового аэропортового комплекса г. Саратова.

Реализация проекта по строительству нового аэропортового комплекса «Центральный» г. Саратова предусматривает:

– за счет средств федерального бюджета (почти 7 млрд рулей.): строительство искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) размером 3000*45 м, перрона с местами стоянок воздушных судов, 2-х рулежных дорожек, командно-диспетчерского пункта с сопутствующими сооружениями, водосточно-дренажной сети, установки ограждения аэродрома, свето-сигнального оборудования и других объектов.

– за счет средств бюджета Саратовской области (порядка 4,8 млрд рублей – сумма будет уточнена в октябре): строительство линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование аэропортового комплекса: сети водоснабжения и водоотведения, сети газоснабжения, автодорожный подход.

В настоящее время за счет средств областного бюджета проведены работы по выбору площадки под строительство нового аэропорта (4,7 млн. руб.), проведены мероприятия по выкупу земельных участков (49,9 млн.руб.), разработана проектно-сметная документация по строительству линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры (сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, автодорожного подхода). Стоимость государственного контракта на разработку проектной документации составила 185 млн руб.;

– за счет частных инвестиций (порядка 6,3 млрд рублей – сумма будет уточнена в октябре): строительство аэровокзального комплекса внутренних и международных авиалиний и объектов служебно-технической территории и инженерной инфраструктуры: административного здания со столовой, здания государственных контрольных органов, производственно-бытового здания, цеха бортового питания, топливо-заправочного  комплекса, склада авиационных горюче-смазочных материалов, гаража средств наземного обслуживания и ремонта и т.д.

В целях улучшения деловой среды в Саратовской области внедрен разработанный «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Для обеспечения информационной открытости и доступа к полной и актуальной информации об инвестиционном, инфраструктурном и ресурсном потенциале создан Инвестиционный портал Саратовской области (http://invest.saratov.gov.ru/). Однако предпринимаемых мер, конечно, недостаточно. Сегодня мы работаем над решением ряда проблем.

Одна из них – инфраструктурная. Около 90 (более 80?) процентов дорог региона не соответствуют нормативным требованиям. Текущее положение консолидированного бюджета Саратовской области не позволяет в достаточной мере проводить финансирование строительства новых объектов и модернизацию существующих за счет бюджетных средств. Конечно, к примеру, мы запланировали в 2015 году выделить на дорожное хозяйство почти в два раза больше денег, чем направлялось в последние несколько лет, однако кардинальных и быстрых изменений не произойдет. В такой ситуации для преодоления инфраструктурных ограничений в регионе мы рассматриваем механизмы государственно-частного партнерства.

Также негативно на инвестиционной активности сказывается отставание в развитии системы обеспечения магистральных газопроводов и газораспределительных пунктов. Практически все имеющиеся резервы исчерпаны. Сегодня ведутся переговоры о расширении двух газораспределительных сетей. Это позволит решить проблему.

Вместе с тем, по данным аналитического обзора РИА Рейтинг, производство электроэнергии в 1-м квартале 2014 года в нашем регионе составило почти 10 607 млн. кВ.ч. Тогда как потребление энергии – всего лишь 3561 млн. кВ.ч. В рейтинге энергодостаточности по итогам первого квартала 2014 года Саратовская область на втором месте в РФ. То есть проблем с обеспечением новых предприятий электроэнергией у нас нет.

Несмотря на все предпринимаемые меры, сохраняются достаточно высокие административные издержки. Это длительность процедур прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации и выдачи администрациями муниципальных образований градостроительного плана, разрешений на строительство, согласования кредитными организациями заявок на получение финансовых средств, длительные сроки оформления земельных участков.

И, наконец, информационное поле региона. Некоторые средства массовой информации занимают последовательную критиканскую позицию по отношению к региональной власти. Соответственно, в своих материалах они представляют негативный имидж области, что сказывается на мнениях потенциальных инвесторов о проблематичности ведения бизнеса в нашей губернии.

Несмотря на это, Саратовская область в инвестиционном рейтинге за 2013 год, подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА», попадает в самую многочисленную группу российских регионов. В этой группе область находится последние три года. В прошлом году по показателю риска область занимала 53 место, по потенциалу – 25 место (в 2012 году – 29 и 21 места соответственно). Среди частных инвестиционных потенциалов, используемых при определении рейтинга, лидируют наиболее значимые для инвесторов трудовой и институциональный (17 и 20 места соответственно). То есть, Саратовская область не хуже большинства регионов страны. Разумеется, это не та оценка, к которой мы стремимся. Но мы целенаправленно работаем над повышением инвестпривлекательности региона, будем действовать в этом направлении и дальше, я надеюсь, небезуспешно.

 


Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

23.10.2017, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

24.10.2017, вторник, 11:00, парламентский центр

Заседание рабочей группы по вопросу: «О проекте ЗСО № 6-11023 «О внесении изменения в статью 1 ЗСО «О дополнительных видах …

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

24.10.2017, вторник, 14:00, парламентский центр

Заседание комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике

Комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике


Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

23.10.2017, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

24.10.2017, вторник, 11:00, парламентский центр

Заседание рабочей группы по вопросу: «О проекте ЗСО № 6-11023 «О внесении изменения в статью 1 ЗСО «О дополнительных видах …

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

24.10.2017, вторник, 14:00, парламентский центр

Заседание комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике

Комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике