САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

26.04.2024, пятница, 09:00

Работа в избирательных округах, встречи с избирателями

27.04.2024, суббота, 09:00

Парламентский контроль за реализацией нацпроектов и региональных программ

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Отчет о деятельности Счетной палаты Саратовской области за 2017 год

 

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящем отчете о работе Счетной палаты Саратовской области (далее – Счетная палата) за 2017 год, подготовленным в соответствии с требованиями Закона Саратовской области от 27.09.2011 г. № 125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», представлены результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.

Работа Счетной палаты строилась в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, на основе плана работы Счетной палаты на 2017 год, утвержденного приказом Счетной палаты Саратовской области от 28.12.2016 г. № 87-од, и запросов правоохранительных органов.

Счетной палатой было проведено 45 контрольных и 14 экспертно-аналитических мероприятий.

Анализируя тематику проведенных проверок, можно отметить, что преобладающими направлениями контрольных мероприятий являлись вопросы использования средств дорожного фонда области, средств областного бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на развитие физической культуры и спорта в Саратовской области, использование межбюджетных трансфертов.

Контрольная деятельность Счетной палаты была направлена на выявление и предотвращение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и государственной собственности, проведение мероприятий по профилактике коррупционных нарушений в сфере финансов и экономики области.

В 2017 году Счетной палатой была проведена проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственных программ Саратовской области: «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы», а также в части подпрограмм государственные программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан до 2020 года», «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года».

Всего по итогам 2017 года выявлено 378 финансово-бюджетных нарушений на общую сумму 2 696,0 млн. рублей, в том числе:

- нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 2 434,0 млн. рублей (46 нарушений);

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 178,0 млн. рублей (19 нарушений);

- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 4,0 млн. рублей (1 нарушение);

- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 20,0 млн. рублей (228 нарушений);

- неэффективное (неэкономное, нерациональное) использование бюджетных средств, в том числе средств субсидий, предоставленных юридическому или физическому лицу – 51,0 млн. рублей (8 нарушений);

- прочие нарушения и недостатки – 9,0 млн. рублей (76 нарушения, в том числе имеющие суммовое выражение – 6).

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой было направлено 3 предписания и 33 представления в органы государственной власти Саратовской области и иные проверяемые организации.

Во исполнение представлений Счетной палаты, проверяемыми организациями в 2017 году устранено финансовых нарушений на сумму 189,1 млн. рублей, из них возвращено в бюджет 11,1 млн. рублей. Предотвращено неправомерных расходов областного бюджета на сумму 539,0 млн. рублей.

При рассмотрении выявленных нарушений к дисциплинарной ответственности было привлечено 4 должностных лица, допустивших нарушение бюджетного законодательства.

На основании административных протоколов, составленных должностными лицами Счетной палаты области, мировыми судьями было вынесено 20 постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц. На основании обращений и материалов Счетной палаты другими административными органами было вынесено 36 постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц и 2 постановления о привлечении к административной ответственности юридических лиц. Общая сумма штрафов, поступивших в областной бюджет, составила 633,0 тыс. руб.

Правоохранительными органами по обращениям Счетной палаты возбуждено 3 уголовных дела.

В рамках Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в отчетном периоде Счетной палатой даны ответы на 5 обращений граждан.

В соответствии с Законом Саратовской области «О Счетной палате Саратовской области» Счетная палата размещает информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Ежегодные отчеты также публикуются в печатном средстве массовой информации, предназначенном для официального опубликования правовых актов органов государственной власти области.

Основные показатели деятельности Счетной палаты области за 2015-2017 годы представлены в Приложении 1.

 

2. КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Саратовской области, в том числе межбюджетных трансфертов за 4 квартал 2016 года – 11 месяцев 2017 года проводилась в министерстве транспорта и дорожного хозяйства области и ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства».

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства области установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 15,8 млн. рублей. Данные средства были израсходованы на проведение проектно-изыскательских работ, результат которых не нашел в дальнейшем практического применения и утратил свою значимость.

Также проверка показала, что муниципальными районами области (Екатериновский, Калининский, Краснокутский, Озинский районы) нарушены условия расходования межбюджетных трансфертов из средств областного дорожного фонда на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, на достижение целевых показателей, предусматривающих мероприятия по решению неотложных задач по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог местного значения, на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, а именно в отсутствие кассовых выплат из средств местных бюджетов на софинансирование работ.

По результатам проверки направлено представление министру транспорта и дорожного хозяйства области, главам Екатериновского Калининского, Краснокутского, Озинского муниципальных районов области.

При проверке ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» установлено, что учреждением были приняты бюджетные обязательства (заключены государственные контракты) на 2017 год при отсутствии утвержденных и доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 2,36 млрд. рублей и региональных дорог на своем балансе.

По факту выявленного нарушения направлено представление начальнику ГКУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства». На основании 4 протоколов, составленных должностными лицами Счетной палаты, начальник ГКУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», занимавший данную должность на момент совершения правонарушения, привлечен к административной ответственности по статье 15.15.10 «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств» КоАП РФ в виде штрафов на общую сумму 80,0 тыс. рублей.

Следует отметить, что уже в январе 2017 года дороги были переданы на баланс учреждения и соответствующие лимиты бюджетных обязательств доведены, тем самым данное нарушение было устранено и не успело вызвать негативных последствий (признание контрактов недействительными, взыскание подрядчиками стоимости неоплаченных работ с неустойками и убытками и т.п.).

Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятия 6.1 «Проведение капитального ремонта учреждений социального обслуживания населения области» Подпрограммы 6 «Социальная программа Саратовской области, связанная с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров» Государственной программы Саратовской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан до 2020 года» за 2014 год – 6 месяцев 2017 года была проведена в министерстве социального развития Саратовской области, ГАУ «Хвалынский дом-интернат для престарелых и инвалидов», ГАУ «Черкасский психоневрологический интернат», ГАУ «Социально-оздоровительный центр «Волжские зори».

При проверке ГАУ «Черкасский психоневрологический интернат» установлены нарушения на сумму 11,7 млн. рублей.

В результате расходования средств субсидии на цели, не соответствующие целям ее предоставления, а именно выполнение ремонтных работ на непредусмотренных объектах, нарушения составили 4,6 млн. рублей.

Также выявлено нарушение ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности на сумму 7,1 млн. рублей, а именно: первичные документы на сумму 5,1 млн. рублей составлены с нарушением обязательных требований к их составлению; баланс учреждения за 2016 год содержит искажение показателей на сумму 2,0 млн. рублей (более чем на 10 %).

По результатам проверки Счетной палатой выдано представление директору ГАУ Саратовской области «Черкасский психоневрологический диспансер», также в отношении директора учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» КоАП РФ. Должностное лицо оштрафовано на сумму 10,0 тыс. рублей.

Кроме того в отношении бухгалтера учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей наложен штраф на сумму 5,0 тыс. рублей.

Проверкой ГАУ «Социально-оздоровительный центр «Волжские зори» установлено, что в результате расходования средств субсидии на цели, не соответствующие целям ее предоставления, а именно выполнение ремонтных работ на непредусмотренных объектах, нарушения составили 1,5 млн. рублей.

Выявлены нарушения при осуществлении государственных закупок: учреждением не были направлены сведения в реестр недобросовестных поставщиков в отношении поставщика, уклонившегося от заключения договора по результатам закупочных процедур.

По результатам проверки Счетной палатой выдано представление директору ГАУ Саратовской области «Социально-оздоровительный центр «Волжские зори».

 

Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», в части подпрограммы «Реализация мероприятий в рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» за 2016 год - 9 месяцев 2017 года была проведена в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, администрациях Балашовского, Пугачевского, Энгельсского районов Саратовской области.

В ходе проверки министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области установлено, что в нарушение договора о долевом финансировании региональных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Правительством Саратовской области, а также постановления Правительства Саратовской области о порядке предоставления субсидии муниципальным образованиям области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Министерство своевременно не перечислило администрациям муниципальных районов средства Фонда в сумме 811,1 млн. рублей.

В проверяемых муниципальных районах области установлено, что реализация соответствующих муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в части сноса многоквартирных домов не завершена. Кроме того в Балашовском и Энгельсском муниципальных районах также не завершена государственная программа Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года» в части переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.

При проверке администрации Балашовского муниципального района установлено неэффективное использование бюджетных средств в размере 4,0 млн. рублей. Переселяемые из аварийного жилого фонда граждане отказались переезжать в предоставляемые жилые помещения, так как в одном случае были нарушены жилищные права собственников жилых помещений при изъятии земельных участков, а именно не соблюдена процедура уведомления собственника об изъятии жилого помещения, а в другом – предоставляемое жилое помещение не соответствовало всем необходимым требованиям (наличие газа и работающего лифта).

По результатам контрольного мероприятия направлены представления министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, главам Энгельсского, Балашовского, Пугачевского муниципальных районов Саратовской области.

 

При проверке использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы» за 2016 год, проведенной в министерстве молодежной политики, спорта и туризма области, выявлены нарушения на сумму 28,9 млн. рублей.

Установлено, что Министерством был предоставлен грант на развитие отдельных видов спорта РОО «Саратовская областная федерация хоккея» на сумму 4,5 млн. рублей на основании недостоверных документов. Также был отмечен факт перечисления субсидий двум подведомственным учреждениям на общую сумму 23,8 млн. рублей в отсутствие утвержденной Министерством методики определения объема средств для данных субсидий. Выявлен случай, когда смета расходов на проведение спортивного турнира на сумму 0,6 млн. рублей была составлена и использовалась при формировании отчета по мероприятию государственной программы, несоответствующему тому, в рамках которого проводился данный турнир.

По результатам контрольного мероприятия направлены предписание и представление министру молодежной политики, спорта и туризма области. Во исполнение предписания Счетной палаты, Министерством были приняты меры по возврату суммы гранта, предоставленного по недостоверным документам, и решением Арбитражного суда Саратовской области с РОО «Саратовская областная федерация хоккея» были взысканы денежные средства в размере 4,5 млн. рублей. Кроме того, УЭБиПК ГУ МВД РФ по Саратовской области возбуждено 2 уголовных дела в отношении председателя РОО «Саратовская областная федерация хоккея» по статьям «Мошенничество при получении выплат» и «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» Уголовного кодекса РФ.

Счетной палатой составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» КоАП РФ в отношении министра молодежной политики, спорта и туризма области, по результатам рассмотрения которого мировым судьей наложен штраф на сумму 10,0 тыс. рублей.

 

Проверка исполнения полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в министерстве молодежной политики, спорта и туризма выявила нарушения в ходе исполнения бюджета на сумму 7,5 млн. рублей. В Соглашение, заключенное Министерством с ГУП «Региональный центр спортивной подготовки» на предоставление субсидии, не было включено обязательное положение о запрете приобретения иностранной валюты за счет полученных средств. По данному факту Счетной палатой был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» КоАП РФ в отношении министра молодежной политики, спорта и туризма области, по результатам рассмотрения которого мировым судьей наложен штраф на сумму 10,0 тыс. рублей.

Также были выявлены случаи, когда Министерство в государственных заданиях подведомственным учреждениям не устанавливало показатели, характеризующие содержание работ и показатели, определяющие условия (формы) выполнения работ. Счетной палатой в отношении министра молодежной политики, спорта и туризма области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого мировым судьей наложен штраф на сумму 10,0 тыс. рублей. По результатам проверки выдано представление министру молодежной политики, спорта и туризма области.

 

Проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности за 2016 год, проведенная в министерстве молодежной политики, спорта и туризма, показала, что имущество, полученное на основании договора пожертвования, было неправильно отражено на счетах учета, что привело к искажению отчетных данных, отраженных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах на 1 января 2017 года на сумму 92,6 тыс. рублей.

По данному факту Счетной палатой области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности» КоАП РФ в отношении начальника управления экономики и финансов – главного бухгалтера Министерства. Наложен штраф в размере 10,0 тыс. руб.

Также выявлено нарушение при осуществлении государственных закупок. Министерством был неправомерно выбран способ определения исполнителя услуги как у единственного поставщика и заключен контракт на сумму 0,3 млн. рублей

По результатам проверки выдано представление министру молодежной политики, спорта и туризма области.

 

При проверке эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности области в комитете инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области за 2015 год – 1 полугодие 2016 года сумма установленных нарушений составила 0,3 млн. рублей. ГУП Саратовской области «Областная инженерная защита» не были зарегистрированы долгосрочные договоры аренды участков дамбы обвалования г. Энгельса, а также заключен договор аренды объекта по документу определения рыночной стоимости права аренды с истекшим сроком действия.

Также выявлено нарушение ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Балансовая стоимость объекта недвижимого имущества (здания) отражена в бухгалтерских документах без соответствующего первичного учетного документа (акта), что привело к искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности. По данному факту Счетной палатой области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ в отношении начальника бюджетной отчетности и обеспечения деятельности Комитета. Сумма штрафа составила 5,0 тыс. рублей.

По результатам контрольного мероприятия направлены представления директору ГУП Саратовской области «Областная инженерная защита» и министру инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области.

 

Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной адресной инвестиционной программы, в части строительства аэропортного комплекса «Центральный» за 2016 год – 10 месяцев 2017 года была проведена в комитете капитального строительства области. Выявлено, что на момент проверки Комитет не воспользовался правом обращения в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением ни к подрядчику, ни к банку по государственному контракту, обеспеченному банковской гарантией.

По выявленным нарушениям направлено представление заместителю председателя комитета капитального строительства области.

 

Проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения за 2015-2016 годы были проведены в ГАУ Саратовской области «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств», ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области», ГКУ Саратовской области «Управление по организации оказания медицинской помощи».

При проверке ГАУ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» установлено, что учреждением были произведены расходы в сумме 2,3 млн. рублей до утверждения в установленном порядке Планов финансово-хозяйственной деятельности на 2015, 2016 годы, что не соответствует положениям советующих нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность автономных учреждений.

Также были допущены нарушения ведения бухгалтерского учета: несоответствие Учетной политики учреждения действующему законодательству; искажение данных бухгалтерской отчетности; не проведение инвентаризации основных средств – нежилых помещений, находящихся у учреждения в аренде в проверяемом периоде.

По выявленным нарушениям было направлено представление в адрес руководителя учреждения и составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ в отношении главного бухгалтера ГАУ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств». По итогам рассмотрения материалов дела в судебной инстанции должностному лицу объявлено замечание.

Контрольное мероприятие в ГУ «Центр медицины катастроф Саратовской области» выявило искажение отчетных данных о выполнении государственных заданий на 2015, 2016 годы, а также несоответствие Учетной политики учреждения действующему законодательству.

По выявленным нарушениям было направлено представление в адрес руководителя учреждения.

Проверкой ГКУ «Управление по организации оказания медицинской помощи» установлены нарушения на сумму 0,8 млн. рублей.

Основная сумма нарушений сложилась в результате искажения данных бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, вследствие отражения полученных в безвозмездное пользование объектов недвижимости по завышенной стоимости и не отражения на забалансовом счете бланков строгой отчетности. Также отмечены нарушения в оформлении и принятии авансовых отчетов, расчете средней заработной платы при оплате командировок отдельных сотрудников, несоответствие Учетной политики организации действующему законодательству. В учреждении не организовывались и не проводились предрейсовые медицинские осмотры водителей.

По выявленным нарушениям выдано представление директору учреждения.

По факту нарушения требований к бухгалтерскому учету составлено 2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ в отношении главного бухгалтера ГКУ «Управление по организации оказания медицинской помощи», по результатам рассмотрения которых мировым судьей наложены штрафы на общую сумму 10,0 тыс. рублей.

По факту допуска работников учреждения к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, Государственной инспекцией труда в Саратовской области привлечены к административной ответственности директор ГКУ «Управление по оказанию медицинской помощи» с наложением штрафа на сумму 16,0 тыс. рублей и юридическое лицо ГКУ «Управление по оказанию медицинской помощи» с наложением штрафа на сумму 60,0 тыс. рублей.

 

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ГБУ ДО «Саратовская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта» за 2016 год выявила искажение бухгалтерской отчетности на сумму 263,0 тыс. рублей в результате отражения стоимости основных средств в составе материальных запасов.

Также установлено, что государственное задание по государственной услуге «Реализация дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта» не выполнено на сумму 462,2 тыс. рублей. Кроме того, в лицензии учреждения представлен неполный перечень адресов, по которым спортивная школа осуществляет свою деятельность.

По факту осуществления безлицензионной образовательной деятельности по адресам не указанным в лицензии, министерством образования области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)» КоАП РФ в отношении учреждения, сумма штрафа составила 30,0 тыс. рублей.

По факту нарушения требований к бухгалтерскому учету Счетной палатой составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ в отношении главного бухгалтера учреждения, по результатам рассмотрения которого в судебной инстанции наложен штраф на сумму 5,0 тыс. рублей.

По выявленным нарушениям директору спортивной школы было выдано представление.

 

При проверке финансово-хозяйственной деятельности ГКУ Саратовской области «Управление административно-хозяйственного и транспортного обслуживания» за 2016 год установлено, что техника стоимостью 3,7 млн. рублей в количестве 66 единиц находилась в подвальном помещении и не использовалась в течение 7 месяцев, что указывает на неэффективное использование государственного имущества.

По результатам проверки направлено представление руководителю учреждения.

 

Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Ровенского муниципального района в 2016 году, проводилась в органах местного самоуправления района.

При проверке отдела образования муниципального района сумма нарушений составила 29,1 млн. рублей.

Установлено, что расчет субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по дошкольным образовательным учреждениям на общую сумму 29,1 млн. рублей производился отделом образования не по нормативным затратам, а, в нарушение ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, исходя из показателей плана финансово – хозяйственной деятельности учреждений. Кроме того, учреждениями производились расходы, не предусмотренные условиями предоставления субсидии. Сумма нарушений составила 2,2 тыс. рублей.

Также было определено, что утверждение муниципальных заданий образовательным учреждениям района производилось администрацией Ровенского муниципального района, а не непосредственным главным распорядителем этих услуг – отделом образования. При этом муниципальные задания не содержали предельные цены (тарифы) на оплату услуг по присмотру и уходу за ребенком и в них неверно был определен потребитель соответствующих услуг.

По результатам контрольного мероприятия направлено представление начальнику отдела образования администрации муниципального района и главе муниципального района.

По фактам выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального района по ст. 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» КоАП РФ, в ходе рассмотрения которого мировым судьей наложен штраф на сумму 5,0 тыс. рублей. Также составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении начальника отдела образования администрации муниципального района по ст. 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» КоАП РФ, заведующих МБДОУ «Детский сад №  6» п. Лиманный и МБДОУ «Детский сад № 15» с. Береговое муниципального района по ч. 2 ст. 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» КоАП РФ. По результатам рассмотрения протоколов мировым судьей наложен штраф в размере 10 тыс. рублей на каждое должностное лицо.

Проверка администрации Ровенского муниципального района установила нарушения при осуществлении муниципальных закупок: в реестре контрактов не были размещены акты приемки выполненных работ по двум муниципальным контрактам. Также были установлены нарушения при предоставлении субсидии гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а именно отсутствие документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.

По итогам контрольного мероприятия направлено представление главе муниципального района.

 

Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Вольского муниципального района в 2016 году была проведена в органах местного самоуправления района.

В администрации муниципального района установлены нарушения порядка расчета оплаты труда аппарата Администрации в 2016 году, что привело к завышению фонда оплаты труда.

По результатам контрольного мероприятия направлено представление главе администрации муниципального района.

При проверке управления образования администрации муниципального района установлены нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг образовательными учреждениями муниципального района:

- Управлением при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий дошкольным образовательным учреждениям в расчет включались расходы на оказание муниципальной услуги, отсутствующей в Ведомственном перечне муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых образовательными учреждениями района;

- в связи с тем, что Управлением не был разработан и утвержден порядок определения расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями образования муниципальных услуг, суммы субсидий, перечисленные на выполнение муниципальных заданий подведомственным учреждениям, не подтверждены соответствующими расчетами;

- изменения объема субсидий муниципальным образовательным учреждениям производились без соответствующих изменений муниципальных заданий.

Кроме того установлен факт нарушения порядка применения бюджетной классификации при формировании и исполнении бюджета Вольского муниципального района при планировании и перечислении субсидии образовательному учреждению.

По фактам выявленных нарушений направлены представления начальнику финансового управления муниципального района и начальнику отдела образования администрации муниципального района, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания» КоАП РФ в отношении начальника управления образования администрации Вольского муниципального района. Сумма штрафа составила 10,0 тыс. рублей.

 

Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Перелюбского муниципального района в 2016 году была проведена в органах местного самоуправления района.

Сумма выявленных нарушений составила 1,9 млн. рублей.

Администрацией муниципального района была выдана субсидия на приобретение жилья в размере 0,3 млн. рублей гражданину, неправомерно включенному в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Также выявлен факт предоставления Администрацией субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг без предоставления получателем подтверждающих документов.

По выявленным нарушениям направлено предписание и представление главе муниципального района.

По факту необоснованного включения жилищной комиссией при администрации муниципального района молодой семьи и получении ей социальной выплаты, прокуратурой Перелюбского района в адрес главы муниципального района внесено представление об устранении нарушения законодательства.

Управлением образования администрации муниципального района средства в сумме 1,6 млн. рублей были перечислены муниципальным дошкольным образовательным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по присмотру и уходу за детьми при отсутствии соответствующего муниципального задания. Кроме того, Управлением допускалось внесение изменений в размер субсидии на выполнение муниципальных заданий муниципальным образовательным учреждениям без внесения соответствующих изменений в сами муниципальные задания.

 

Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района за 2013-2016 годы, выявила нарушения на сумму 37,2 млн. рублей.

В соответствии с целевыми программами по развитию сельских территорий, в том числе населенных пунктов Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района, предусматривалось строительство очистных сооружений на водозаборах в 11 населенных пунктах для подачи питьевой воды. Тем не менее, на момент проверки четыре населенных пункта не были обеспечены питьевой водой, что указывает на неэффективное расходование бюджетных средств на сумму 31,2 млн. рублей.

Кроме того установлены следующие нарушения: фактически введены в эксплуатацию без соответствующего разрешения водопроводные сооружения на сумму 5,7 млн. рублей; произведена оплата за фактически невыполненные работы по муниципальным контрактам на сумму 0,2 млн. рублей; произведены работы в отсутствии разрешений на строительство на сумму 0,1 млн. рублей.

По результатам контрольного мероприятия направлено представление главе Натальинского муниципального образования и министру сельского хозяйства области.

 

3. ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В 2017 году Счетная палата проводила экспертизы и принимала участие в обсуждении проектов законов Саратовской области, находящихся на рассмотрении областной Думы, в части, касающейся расходных обязательств, внося свои предложения как устно, так и письменно в рамках деятельности рабочих групп и заседаний комитетов Саратовской областной Думы.

Из 29 поступивших в Счетную палату области на экспертизу законопроектов, на 26 проектов были даны заключения об отсутствии замечаний и предложений. По 3 законопроектам Счетной палатой области указывались соответствующие замечания и предложения, которые были учтены. К наиболее типичному можно отнести такое замечание, как несоответствие норм представляемых законопроектов федеральному законодательству.

Также на экспертизу в Счетную палату было направлено 87 проектов постановлений Правительства Саратовской области о внесении изменений в государственные программы области. На представленные проекты государственных программ было дано 54 положительных заключения и 33 заключения с 42 замечаниями, из которых 24 были учтены разработчиками проектов программ.

Кроме того, в Счетную палату поступило 64 проекта постановлений Губернатора и Правительства Саратовской области. На них было дано 42 положительных заключения и 22 заключения с 56 замечаниями, 45 из которых были в дальнейшем учтены разработчиками данных проектов.

По результатам рассмотрения предложений Счетной палаты области комитетом по бюджету и налогам областной Думы было инициировано принятие Закона Саратовской области от 02.03.2017 г. № 16-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О Счетной палате Саратовской области», предусматривающее усиление квалификационных требований к кандидатурам, претендующим на замещение государственных должностей Саратовской области.

В соответствии с предложениями Счетной палаты области на основании законодательной инициативы Губернатора Саратовской области также отменена льгота налогоплательщикам, на которых зарегистрированы транспортные средства, входящие в состав автомобильных колонн войскового типа (Закон Саратовской области от 08.11.2017 г. № 92-ЗСО «О внесении изменений в статью 4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога») и организациям – в отношении имущества, используемого (предназначенного) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет (Закон Саратовской области от 28.11.2017 г. № 113-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций»). Законом Саратовской области от 24.04.2017 г. № 35-ЗСО внесены изменения в Закон Саратовской области «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области» в части условия предоставления субсидий предпринимателям – главам крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

Результаты проведенной внешней проверки отчета Правительства Саратовской области об исполнении областного бюджета за 2016 год показали, что в целом исполнение закона о бюджете произведено с соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации. Отдельными главными распорядителями бюджетных средств представлена недостоверная годовая отчетность на общую сумму 167,3 млн. рублей. Данное нарушение было устранено во время проведения экспертно-аналитического мероприятия.

 

Проверкой годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области за 2016 год установлено, что исполнение Закона Саратовской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2016 год» произведено в целом с соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации.

 

Экспертно-аналитическое мероприятие по оценке исполнения государственных программ Саратовской области в 2016 году выявило следующее:

- у многих ответственных исполнителей государственных программ отдельные нарушения, выявленные в отчетах о реализации государственных программ области за 2015 год, имеют место и в отчетах за 2016 год, то есть, не исправлены;

- в ряде случаев отсутствует привязка целевых показателей к соответствующим основным мероприятиям, что не позволяет достоверно оценить эффективность государственных программ;

- имеют место случаи выполнения запланированных значений мероприятий путем корректировки в соответствии с фактически достигнутыми показателями государственной программы;

- отмечаются противоречия между отчетными данными различных отчетных форм годового отчета о ходе реализации государственных программ области, что не позволяет сделать однозначный вывод об объективности всех отчетных данных и, соответственно, о точности расчета эффективности выполнения программ;

- ответственными исполнителями не принимаются меры по обеспечению контроля за исполнением финансового обеспечения реализации государственных программ в предусмотренных суммах за счет внебюджетных источников и не вносятся своевременные изменения в программы при невозможности финансирования в запланированных суммах;

- в расчет степени выполнения отдельных мероприятий государственных программ включаются такие целевые показатели, которые не имеют к ним непосредственного отношения, что говорит о недостаточной проработанности взаимосвязи мероприятий с целевыми показателями.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия были выданы рекомендации по устранению и предотвращению выявленных недостатков, в том числе в части доработки Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Саратовской области, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации государственных программ Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 25.07.2013 № 362-П. Данные предложения были учтены в постановлении Правительства Саратовской области от 17.11.2017 г. № 586-П.

 

В ходе экспертно-аналитического мероприятия по оценке эффективности предоставления налоговых льгот на территории Саратовской области в 2016 году установлены следующие недостатки:

- в 2016 году еще действовали налоговые льготы индивидуального характера, что являлось нарушением ст.56 Налогового кодекса РФ;

- органами исполнительной власти оценка эффективности предоставленных налоговых льгот была проведена не по всем видам налоговых льгот, категориям льготных налогоплательщиков, и не по полному кругу налогоплательщиков одной категории;

- Положение о порядке оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, утвержденного постановлением Правительства области от 11.08.2009 г. № 351-П имеет недостатки, не обеспечивающие получение объективного и достоверного результата оценки эффективности налоговой льготы.

Счетной палатой направлены предложения в Правительство области о внесении изменений в указанное Положение.

 

Мониторинг реализации приоритетных проектов на территории Саратовской области за 11 месяцев 2017 года показал, что разработка и реализация ряда приоритетных проектов осуществлялась с нарушением Положения об организации проектной деятельности в органах исполнительной власти области, утвержденного постановлением Правительства области. Кроме того следует рассмотреть возможность досрочного завершения или приостановления реализации приоритетных проектов «Международная кооперация и экспорт в промышленности», «Экспорт продукции АПК», так как в 2017 году финансирование данных приоритетных проектов не осуществлялось, на 2018 год финансирование не предусмотрено.

 

Анализ возникновения и исполнения обязательств, связанных со строительством двух многоэтажных домов с пристроенным зданием мастерских ГПОУ «Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова (техникум)» по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 59 выявил нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью области. С 2005 года училище, являясь государственным бюджетным учреждением, некоммерческой организацией, в нарушение норм действующего законодательства осуществляло деятельность по строительству жилых и нежилых помещений, непредусмотренную его уставом, что создавало основания для признания сделок, связанных со строительством, недействительными в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации. Также в нарушение ст.20 Земельного кодекса РФ училище в 2005 году передало третьему лицу по договору долевого участия право пользования земельным участком, закрепленным за училищем на праве оперативного управления. В свою очередь министерство культуры области, являясь учредителем училища, было проинформировано о такой деятельности училища, но не предпринимало никаких действий по пресечению нарушений закона. В ходе строительства были существенно нарушены сроки ввода в эксплуатацию объектов строительства. Непрофильная и потому непрофессиональная деятельность училища в сфере строительства и привела в конечном итоге к необходимости осуществления за счет средств областного бюджета значительных дополнительных расходов по исполнению судебных решений, вынесенных в пользу граждан-дольщиков строительства жилых домов.

В прокуратуру г. Саратова была направлена информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия с просьбой дать правовую оценку ситуации. Согласно поступившему ответу, прокуратура Кировского района г. Саратова не усматривает оснований для применения мер прокурорского реагирования поскольку по нарушениям, совершенным училищем в 2005 году давно истекли сроки давности, а произведенные в 2017 году невыгодные, по мнению Счетной палаты, расчеты с подрядчиками завершения строительства домов были произведены на основании отчетов независимых оценщиков о стоимости передаваемых в оплату работ имущественных прав на строящиеся квартиры.

 

Результаты проверки использования органами местного самоуправления муниципальных образований Саратовской области земельных участков, высвобождаемых в процессе реализации адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда указывают на то, что практически во всех муниципальных образованиях Саратовской области – участниках областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 18.04.2013 № 191-П отсутствует планомерная и целенаправленная работа по использованию земельных участков, расположенных под аварийными многоквартирными домами. По состоянию на 29 декабря 2017 года в анализируемых муниципальных образованиях области снесено 211 аварийных домов, что составляет 33,1%. При этом в сведениях, представленных администрациями трех муниципальных районов Саратовской области, отсутствуют данные о сносе аварийных домов (муниципальное образование «Город Саратов», Саратовский и Краснокутский муниципальные районы). В отдельных муниципальных районах, например в Энгельсском муниципальном районе, в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу входит 269 домов, из них на момент проверки снесено 20 домов, что составляет всего 7,5% от подлежащих сносу многоквартирных домов. Причиной неиспользования земельных участков, высвобождаемых в процессе реализации муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, чаще всего является не проведение органами местного самоуправления обязательных процедур организационно-правового характера: земельные участки не поставлены на кадастровый учет, не учтены в муниципальной казне и не зарегистрированы как муниципальная собственность. Так, по состоянию на 29 декабря 2017 года из 423 земельных участков, на которых находились расселенные аварийные жилые дома, кадастровые номера имеются только у 181 земельного участка, или 42,8 %. На момент проверки Счетной палаты были вовлечены в использование (путем продажи или сдачи в аренду) только 25 земельных участков, что составляет 5,9 % от расселенного аварийного фонда в анализируемых муниципальных образованиях. Такое положение лишает местные бюджеты дополнительного источника доходов и кроме того создает угрозу жизни и здоровью жителям населенных пунктов, в которых остаются неснесенными пустующие аварийные жилые дома.

 

4. АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Счетная палата является органом аудита в сфере закупок и осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

Счетной палатой в 2017 году было проведено 7 экспертно-аналитических мероприятия по аудиту в сфере закупок. Общая сумма выявленных нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок составила 20,2 млн. рублей.

 

В министерстве социального развития области было установлено, что в реестре контрактов размещались не все документы, подлежащие включению в реестр контрактов. Также были выявлены нарушения сроков проведения экспертизы, сроков оплаты поставленного товара, противоречия в аукционной документации.

По материалам проверки в отношении должностных лиц проверяемой организации министерством экономического развития области возбуждены производства по 2 делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.31, ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ и наложен штраф на сумму 35,0 тыс. рублей.

 

В комитете социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития области установлены нарушения при осуществлении государственных закупок на сумму 0,4 млн. рублей: в отдельных случаях не были установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства; приобретались товары при отсутствии утвержденных нормативных затрат на их приобретение либо по цене, превышающей утвержденные предельные цены; не соблюдались требования к содержанию документации (извещения) о закупке; при осуществлении закупок малого объема по части контрактов не было включено обязательное условие о том, что цена контракта является твердой; принимался товар не в полной мере соответствующий установленным в контракте условиям.

По материалам проверки в отношении должностного лица Комитета министерством экономического развития области возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ и наложен штраф на сумму 3,0 тыс. рублей.

 

В ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 2 им. В.И. Разумовского» сумма нарушений при осуществлении государственных закупок составила 11,4 млн. рублей. Так учреждением осуществлялись закупки по контрактам до 100,0 тыс. рублей, не предусмотренные планом-графиком закупок, на сумму 7,6 млн. рублей; неправомерно вносились изменения в условия контрактов на сумму 3,5 млн. рублей. По отдельным контрактам установлены случаи завышения начальной максимальной цены контракта, несоблюдение требований к содержанию документации о закупке, не включение в контракт обязательного условия о твердости и неизменности цены контракта, не установление преимущества отдельным участникам закупок, несоблюдение сроков размещения протоколов, составленных в ходе осуществления закупок, несоответствие выполненных работ и оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах, несвоевременное представление информации, подлежащей включению в реестр контрактов. Кроме того, имелись нарушения порядка формирования контрактной службы, комиссии по осуществлению закупок, плана закупок, плана-графика закупок.

Министерством экономического развития области были возбуждены 3 дела об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 7.32, ч. 1.4 ст. 7.30 и ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении 2 должностных лиц учреждения. Виновные должностные лица привлечены к ответственности в виде административных штрафов на общую сумму 55,0 тыс. рублей.

 

В ГБОУ «Школа-интернат для обучающихся по адаптивным образовательным программам № 4 г. Саратова» установлены нарушения при осуществлении государственных закупок на сумму 0,8 млн. рублей: завышение начальной максимальной цены контракта на 0,4 млн. рублей; неправомерное внесение изменений в контракт в виде изменения технических характеристик предмета контракта стоимостью 0,4 млн. рублей; несоответствие поставленных товаров на сумму 58,4 тыс. рублей требованиям, установленным в контрактах.

Также выявлены нарушения: обоснование объекта закупки при формировании плана закупок на 2017 год не содержит конкретную цель осуществления закупки; изменение в план-график закупок на 2016 год, размещенный на официальном сайте, внесено с несоблюдением сроков; документация по ряду аукционов составлена с несоблюдением требований к ее содержанию; в контракты по отдельным закупкам не включено обязательное условие о твердости и неизменности цены контракта.

По материалам проверки министерством экономического развития области в отношении должностного лица учреждения возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Наложен штраф на сумму 3,0 тыс. рублей

 

В ГУЗ «Энгельсская городская поликлиника № 1» сумма выявленных нарушений при осуществлении государственных закупок составила 3,7 млн. рублей: заключение контракта на сумму 3,0 млн. рублей при отсутствии надлежащего обеспечения исполнения контракта; несоответствие поставленных товаров и выполненных работ на сумму 0,5 млн. рублей требованиям, установленным в контрактах; формирование начальной максимальной цены контрактов на сумму 0,2 млн. рублей на основании сведений, взятых из недостоверных источников; неприменение мер ответственности по контракту на сумму 0,35 тыс. рублей.

Также установлено, что обоснование объекта закупки при формировании плана закупок на 2017 год не содержит конкретную цель осуществления закупки, в плане закупок по одной позиции не установлены условия допуска для товаров, происходящих из иностранных государств.

Отмечены нарушения по отдельным торгам: аукционная документация составлена с несоблюдением требований к ее содержанию; не включено обязательное условие о твердости и неизменности цены контракта; нарушение сроков рассмотрения вторых частей заявок; контракты заключены с нарушением объявленных условий; нарушение сроков размещения в реестре контрактов необходимых сведений.

Министерством экономического развития области были возбуждены 5 дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30, ч. 1 ст. 7.30, ч. 1 ст. 7.32, ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ в отношении 4 должностных лиц учреждения. Виновные должностные лица привлечены к ответственности в виде административных штрафов на общую сумму 8,0 тыс. рублей.

 

Общая сумму нарушений, установленных при проверке ГБУ «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс» составила 4,5 млн. рублей.

В ходе проверки выявлено искажение бухгалтерской отчетности за 2015 и 2016 годы более чем на 10 % на общую сумму 2,4 млн. рублей.

Были выявлены нарушения порядка формирования и утверждения плана закупок учреждения на 2017 год, обоснования начальной максимальной цены контракта, несоблюдение требований к содержанию документации о закупке, не включение в контракт обязательного условия о твердости и неизменности цены контракта, несоответствие контракта заявке участника закупки, нарушение требований к протоколам, составленным в ходе осуществления закупок, несвоевременные расчеты по контракту со стороны заказчика, несоответствие оказанных услуг требованиям, установленным в контрактах на общую сумму 1,4 млн. рублей.

Также в ходе проверки установлено, что ГБУ РЦ «Молодежь плюс» документально не было подтверждено оказание консультационных услуг в объеме, предусмотренном контрактом на сумму 0,6 млн. рублей. В результате было допущено нецелевое использование субсидии, выделенной на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры, спорт, туризма и молодежной политики " на 2014-2020 годы.

В проверяемом периоде учреждением были израсходованы средства в размере 75,4 тыс. рублей на разработку социальной рекламы, направленной на информирование молодых людей о реализации молодежной политики и проводимых мероприятиях в сфере молодежной политике. Однако данный материал не был размещен в СМИ, а использован для проведения внутреннего мероприятия, что указывает на неэффективное использование бюджетных средств.

По результатам проверки направлено предписание министру молодежной политики, спорта и туризма области. Счетной палатой области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» КоАП РФ в отношении директора учреждения и наложен штраф на сумму 20,0 тыс. рублей. Также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности» КоАП РФ составлен в отношении главного бухгалтера ГБУ РЦ «Молодежь плюс».

В свою очередь ГБУ РЦ «Молодежь плюс» направлено исковое заявление в Арбитражный суд Саратовской области о взыскании денежных средств с исполнителя государственного контракта по оказанию консультационных услуг на сумму 0,6 млн. рублей в связи с отсутствием у исполнителя документов, подтверждающих, что оказанная услуга соответствует условиями контракта.

 

При проверке ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» выявлено нарушений на сумму 2,1 млн. рублей. Были установлены нарушения при обосновании начальной максимальной цены контракта; несоблюдение требований к содержанию документации о закупках; нарушения при допуске участника закупки; изменение существенных условий контракта. Несоответствие поставленных товаров и выполненных работ требованиям, установленным в контрактах, повлекло за собой нарушения на сумму 1,7 млн. рублей.

 

5. РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2017 году Счетной палатой было выявлено финансовых нарушений, подлежащих устранению на сумму 227,7 млн. рублей, из них подлежащих восстановлению в бюджет – 4,5 млн. рублей.

К концу отчетного года проверяемыми организациями были приняты меры по устранению финансовых нарушений на сумму 182,5 млн. рублей, из них восстановлено в бюджет – 4,5 млн. рублей.

Кроме того, по результатам проверок предыдущих отчетных периодов в бюджет области возвращено 6,6 млн. рублей, предотвращено неправомерных расходов на сумму 539,0 млн. рублей путем внесения проверяемой организацией изменений в локальный нормативный акт, регулирующий Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий. 

Объект и цель проверки Вид нарушения Объем финансовых нарушений, тыс. руб. Устранено, тыс. руб.
ГБУ ДО «Саратовская областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта»
(проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год)
искажение бухгалтерской отчетности более чем на 10 % 263,00 263,00
ГКУ Саратовской области «Управление административно- хозяйственного и транспортного обслуживания»
(проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год)
неэффективное использование имущества (приобретенная техника не используется) 3 699,20 1 323,05
Внешняя проверка отчета Правительства представлена недостоверная годовая отчетность 167 265,20 167 265,20
ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 2 им. В. И. Разумовского»
(аудит в сфере закупок)
осуществлялись закупки по контрактам до 100,0 тыс. рублей, не предусмотренные планом-графиком закупок 7 634,70 7 634,70
Министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области
(проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы» за 2016 год)
предоставление гранта по недостоверным документам 4 500,00 4 500,00
Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского района Саратовской области
(проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района за 2013-2016 годы))  
неэффективное использование бюджетных средств (население получает техническую воду вместо питьевой) 31 168,80 администрацией муниципального образования запланированы мероприятия по проектированию и строительству очистных сооружений в 2018-2020 гг.
оплата невыполненных работ 217,50 69,30

полное исполнение запланировано на 2018 год
введение в эксплуатацию объектов без разрешения на ввод 5 739,10 ведется оформление разрешительной документации
ГУЗ «Энгельсская городская поликлиника № 1»
(аудит в сфере закупок)
неприменение мер ответственности по контракту (договору) 0,35 ведется претензионная работа
Комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области
(проверка эффективности использования имущества, находящегося в государственной собственности области за 2015 год – 1 полугодие 2016 года)
не зарегистрированы долгосрочные договоры аренды участков дамбы обвалования г. Энгельса 318,40 устранение нарушения ожидается в 1 полугодии 2018 года
ГАУ «Черкасский психоневрологический интернат»
(проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятия 6.1 «Проведение капитального ремонта учреждений социального обслуживания населения области» Подпрограммы 6 «Социальная программа Саратовской области, связанная с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров» Государственной программы Саратовской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан до 2020 года» за 2014 год – 6 месяцев 2017 года)
искажение баланса более чем на 10 % 2 000,00 изменения в отчетность будут внесены учреждением по итогам 2017 года
Администрация Балашовского муниципального района
(проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», в части подпрограммы «Реализация мероприятий в рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» за 2016 год – 9 месяцев 2017 года)
неэффективное расходование бюджетных средств (отказ собственников от расселения в приобретенные жилые помещения) 4 032,00 1 481,10

полное исполнение запланировано на 2018 год
Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области
Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Перелюбского муниципального района в 2016 году)
неправомерная выплата субсидии на приобретение жилья 264,60 ведется претензионная работа
ГБУ РЦ «Молодежь плюс»
(аудит в сфере закупок) 
допущено использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения 600,00 министерством молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области направлено требование учреждению о возврате субсидии
с исполнителя не истребованы пени за нарушение сроков оказания услуг 2,56 ведется претензионная работа
ИТОГО 227 705,41 182 536,35

 

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ, КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ И ИНЫМИ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ОРГАНАМИ

Заметную роль в повышении эффективности организации и деятельности Счетной палаты играют взаимодействие с правоохранительными органами, надзорными, контрольными и иными административными федеральными и областными государственными органами. Во многих случаях такое взаимодействие или сотрудничество осуществляется на основании соглашений. Соглашения были заключены с Управлением министерства РФ по налогам и сборам по Саратовской области (от 24 января 2002 г.), с прокуратурой Саратовской области (от 18 октября 2010 г., ранее от 20 февраля 2007 г. и 29 марта 2002 г.), со Следственным управлением Следственного комитета РФ по Саратовской области (от 15 ноября 2012 г., ранее от 23 апреля 2010 г.), с Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением Следственного комитета РФ (от 7 июля 2011 г.), с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (от 12 октября 2012 г.), с Главным управлением МВД РФ по Саратовской области (от 21 марта 2013 г., ранее от 16 марта 2001 г.), со Счетной палатой Российской Федерацией (от 30 октября 2014 г., ранее от 21 января 2008 г.), с Контрольно-аналитическим комитетом Саратовской области (от 14 ноября 2014 г.), с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (от 30 декабря 2014 г.). В связи с упразднением Росфиннадзора в середине 2016 года и передаче его контрольно – надзорных функций органам федерального казначейства по предложению Счетной палаты области в соглашение с Управлением Федерального казначейства по Саратовской области были внесены дополнения о взаимодействии в сфере финансово-бюджетного контроля.

В соответствии с заключенными соглашениями каждые полгода проводятся сверки по рассмотрению взаимных обращений, что позволяет держать на постоянном контроле эти вопросы, не допускать волокиты и принятия необоснованных решений.

Конечно, далеко не все обращения Счетной палаты в правоохранительные органы заканчиваются возбуждением уголовных дел и в дальнейшем осуждением виновных. Главным образом это обусловлено тем, что Счетная палата, действуя в рамках своих полномочий, может усмотреть только один или два признака состава преступления (например, нарушение какого-нибудь нормативного правового акта и причинение ущерба). Установление полного состава преступления, включая умысел, мотивы, цели возможно только правоохранительными, а затем и судебными органами. В целом, взаимодействие Счетной палаты с правоохранительными органами находится на достаточно эффективном уровне. Особенно конструктивно сложилось взаимодействие с Управлением экономической безопасности и противодействии коррупции ГУ МВД РФ по Саратовской области. Зачастую обмен информацией происходит в оперативном порядке, реагирование на обращения Счетной палаты осуществляется быстро и результативно. Кроме того сотрудники полиции помогают ревизорам палаты определить те направления проверки, которые наиболее подвержены криминальным рискам, а иногда сами привлекают сотрудников Счетной палаты в качестве специалистов для изучения изъятых документов бухгалтерского и бюджетного учета. Практикуется предварительное обсуждение передаваемых материалов, которые Счетная палата планирует направить в органы МВД для принятия соответствующих процессуальных решений.

В отчетном периоде по материалам отдельных контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой 2016-2017 годах, органами МВД были возбуждены 3 уголовных дела:

1. По результатам проведенной Счетной палатой области в 2016 году проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014 – 2020 годы» за 2014 год – I полугодие 2016 года, по фактупредставления в уполномоченный орган недостоверных документов на получение субсидии, правоохранительными органами возбуждено уголовное дело в отношении главы КФХ Федоровского муниципального района по статье «Мошенничество при получении выплат» Уголовного кодекса РФ.

2. По результатам проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы» за 2016 год, по факту представления в уполномоченный орган недостоверных документов на получение гранта, УЭБиПК ГУ МВД РФ по Саратовской области возбуждено 2 уголовных дела в отношении председателя РОО «Саратовская областная федерация хоккея» по статьям «Мошенничество при получении выплат» и «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» Уголовного кодекса РФ.

Правоохранительным органам в 2017 году были направлены материалы по 5 контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям для принятия соответствующих мер, в том числе в прокуратуру области и в подразделения ГУ МВД России по Саратовской области по следующим объектам проверок:

- администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области (проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Перелюбского муниципального района в 2016 году),

- проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», в части подпрограммы «Реализация мероприятий в рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда»,

- министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области (проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики на 2014-2020 годы» за 2016 год),

- ГБУ «Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь плюс» (аудит в сфере закупок за 2015 год – 8 месяцев 2017 года),

- анализ возникновения и исполнения обязательств, связанных со строительством двух многоэтажных домов с пристроенным зданием мастерских ГПОУ «Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова (техникум)» по адресу: г. Саратов, ул. Университетская, д. 59.

На основании решений межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции при прокуратуре области постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Саратовской области в прокуратуру области систематически направляется краткая информация о всех проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, а также отдельно информация о выявленных в ходе контрольной работы правонарушениях коррупционной направленности, о нарушениях, выявленных при проверках реализации государственных программ области и крупных инфраструктурных проектов. Кроме того, из прокуратуры области поступают обращения о проведении определенных тематических проверок. Так в 2017 году в ходе внешней проверки отчета Правительства области об исполнении областного бюджета за 2016 год, Счетной палатой был проведен анализ соблюдения ограничения величины иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам, которое установлено ст. 139.1 Бюджетного кодекса РФ. Также по инициативе прокуратуры области Счетной палатой была проведена проверка соблюдения требований приказа министерства финансов Саратовской области от 23 декабря 2011 года № 203 «О Порядке проведения операций по обеспечению кассовых выплат главных распорядителей и получателей средств областного бюджета» в 2016 году.

В рамках взаимодействия с органом внутреннего финансового контроля области – контрольно-аналитическим комитетом области происходит обмен планами работы на очередной год, предоставляются результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, анализ и систематизация выявленных нарушений. Представители контрольно-аналитического комитета области участвовали в организованных Счетной палатой области практических семинарах по вопросам финансового контроля.

На основании соглашения с Федеральным казначейством Счетная палата пользуется информационно-аналитической системой мониторинга ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов РФ, получает иную информацию, необходимую для контрольной работы.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области направляются обращения с материалами о нарушениях законодательства о контрактной системе и защите конкуренции. В частности по результатам аудита в сфере закупок, проведенного Счетной палатой области в областных государственных унитарных предприятиях управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в 2017 году были признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.7.20 КоАП РФ трое членов конкурсной комиссии ГУП «Саратовгражданпроект» и одно должностное лицо ГУП «Сартехинвентаризация». На всех виновных наложены административные штрафы.

С областными органами исполнительной власти, выполняющих отдельные функции контроля и надзора также осуществляется результативное взаимодействие, основанное на полномочиях, без заключения соглашений. Например, при выявлении нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении государственных закупок за счет средств областного бюджета обращения с материалами направляются в министерство экономического развития области, при установлении нарушений в сфере строительства – в министерство строительства и ЖКХ области, при обнаружении фактов утраты документов – в управление делами Правительства области, которые привлекают к административной ответственности виновных лиц. 

 

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Счетная палата находится в постоянном взаимодействии с муниципальными контрольно-счетными органами Саратовской области.

В 2013 году по инициативе Счетной палаты был создан Совет контрольно-счетных органов Саратовской области (далее – Совет КСО СО). Помимо Счетной палаты в Совет входят представители 31 контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

В рамках деятельности Совета в 2017 году муниципальным контрольно-счетным органам Саратовской области оказывалась правовая, методологическая и информационная помощь, организовывались консультации по вопросам проведения аудита в сфере закупок, применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), проводился обучающий семинар по вопросам муниципального финансового контроля.

На семинаре были рассмотрены вопросы применение Кодекса об административных правонарушениях РФ в ходе финансового контроля (аудита), проведения проверки эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, проведения проверки порядка формирования муниципальных заданий, оценка эффективности предоставленных налоговых льгот.

В рамках работы Совета КСО СО в 2017 году состоялись параллельные контрольные мероприятия: «Проверка использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Саратовской области «Обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года», в части подпрограммы «Реализация мероприятий в рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» (совместно с контрольно-счетными органами г. Саратова, Краснопартизанского, Красноармейского, Петровского, Ершовского муниципальных районов) и «Проверка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Саратовской области и муниципальных дорожных фондов в 2017 году» (совместно с контрольно-счетной палатой муниципального образования «Город Саратов»).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам