Выступление Председателя Саратовской областной Думы
02.12.2016
Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаемая к обсуждению тема – одна из наиболее актуальных для законодательных собраний субъектов Федераций. В первую очередь,
Вы все прекрасно знаете, что существует несколько краеугольных камней, способных застопорить прохождение любой законодательной инициативы региона. Первый из них – это необходимость подготовки
Приведу пример. В Саратовской области активно осуществляются мероприятия по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, так заслуживает внимание проблема предоставления жилых помещений, в том числе ветеранами боевых действий и инвалидам. Согласно федеральному законодательству, норма предоставления жилого помещения составляет 18 кв. м., но жилые помещения требуемой номенклатуры не строятся. В связи с чем, найти жилое помещение по договору социального найма невозможно. Следовательно, такой категории граждан предоставляется только социальная выплата на строительство (приобретение) жилого помещения из расчета 18 метров. В прошлом году размер социальной выплаты составлял менее пятисот тысяч рублей (471 240 руб.), этой суммы недостаточно для приобретения жилого помещения.
При разработке законопроекта, предусматривающего увеличение нормы предоставления жилого помещения для ветеранов боевых действий и инвалидов с 18 до 36 кв.м., Саратовская областная Дума столкнулась с проблемой сбора данных о количестве ветеранов и инвалидов, стоящих на учете в субъектах РФ, а также не были определены источники компенсации дополнительных расходов федерального бюджета. В результате чего
Если этот этап пройден, или бюджетного финансирования законопроект не требует, то очередное препятствие – необходимость получения отзыва Правительства России. Здесь также есть несколько аспектов.
В этом случае опять могу привести пример. Саратовская областная Дума в мае 2014 года внесла в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу проект изменений федерального закона «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов», которым предлагалось установить для организаций, вошедших в перечень особо опасных объектов, обязанность производить отчисления, за счет которых можно было бы финансировать мероприятия по социальной защите населения, проживающего на прилегающих к таким объектам территориях. Указанный проект федерального закона получил поддержку регионов, где расположены особо опасные объекты, рекомендован Советом законодателей к внесению в Государственную Думу, профильным комитетом Госдумы было рекомендовано принять законопроект к рассмотрению. Правительством России по формальным основаниям подготовлен отрицательный отзыв на нашу инициативу, указано на то, что осуществлять дополнительные отчисления, включаемые в себестоимость продукции, для финансирования мероприятий по социальной защите указанной категории населения представляется нецелесообразным. Законопроект поддержан не был принят.
Коллеги, у меня есть следующее предложение. Депутаты Саратовской областной Думы, как, я уверен, и представители других законодательных собраний, не гонятся за числовыми показателями. Если мы выходим с
Если на федеральном уровне сформировалось такое непростое отношение именно к законодательным инициативам регионов, возможно, следует более тщательно проработать другие варианты участия субъектов Федерации в работе над законодательной базой России. В рамках 184-го федерального закона форма законодательной инициативы, которую может вносить регион, прописана без вариантов – это законопроект. Но существуют, на мой взгляд, и другие, не менее эффективные варианты. Почему бы не выстроить более концептуально работу субъектов Федерации законопроектами, которые уже находятся на рассмотрении в федеральном парламенте? Мы можем вносить свои предложения, поправки, например – ко второму чтению. Однако для этого, в большинстве случаев, нам потребуется больше времени для подготовки заключения. То есть, например, не один месяц, который есть сегодня, а два месяца. Думаю, такое решение автоматически снимет часть проблем.
Можно подступиться к проблеме с противоположной стороны и делегировать часть законодательных полномочий исполнительной власти. Речь может идти, например, о доработке вносимых проектов федеральных законов профильными министерствами. В некоторых случаях это может в значительной мере сократить срок рассмотрения законодательной инициативы.
Или, в качестве другого варианта, предлагаю рассмотреть вопрос о разработке определенной формы соглашения о взаимодействии при подготовке и реализации законодательных инициатив, которые могли бы заключать между собой Правительство России и субъекты Федерации (по аналогии с соглашениями между законодательными органами).
Эту идею можно развить и, например, создать совместную трехстороннюю группу, в которую вошли бы представители Совета Федерации, законодательных органов субъекта, Правительства России. Это не только повысит авторитет самой инициативы,
Я сейчас говорил о проблемах, но есть, разумеется, и положительные примеры взаимодействия, их немало. Однако для повышения качества нашего взаимодействия решения требуют, в первую очередь, имеющиеся проблемы.
Завершая выступление, я хочу отметить, что совершенствованию работы по рассмотрению федеральными органами власти законопроектов, разработанных регионами, а также сложностям, возникающим в этих отношениях, в настоящее время уделяется пристальное внимание на самом высоком уровне. Это радует, значит, у нас есть общее понимание, что работа по данному направлению должна выстраиваться конструктивно и четко. Регионы знают конкретные болевые точки, на федеральном уровне могут оценивать общую по стране ситуацию. Объединив наши усилия, мы сможем работать над совершенствованием законодательной базы России более эффективно.