Выступление Председателя Саратовской областной Думы
08.11.2016
Добрый день, уважаемые коллеги!
Формирование бюджета на предстоящий год и плановый период – одна из важнейших задач, стоящих перед исполнительной и законодательной властью всех уровней. Правительство и Федеральное Собрание России, ориентируясь на указания Президента, определяют стратегию развития страны в целом. Субъекты федерации, опираясь
Если взять Саратовскую область, то сокращение долговой нагрузки на бюджет и обеспечение его сбалансированности является на сегодняшний день приоритетной задачей региональной бюджетной политики. Соответствующие меры реализуются в рамках плана по оздоровлению по направлениям консолидации, рекомендованным Минфином России. Однако этих мер недостаточно, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета. За период с 2012 года за счет проведенной оптимизации расходов достигнут суммарный эффект 13 млрд рублей, еще около 7 млрд рублей дала мобилизация доходов. Однако весь прирост был нивелирован увеличением расходных полномочий региона, которое составило 24 млрд рублей.
Для исполнения установленных обязательств области в текущем году требуется 74 млрд рублей. Законом об областном бюджете на 2016 год предусмотрены расходы в сумме 63 млрд, из которых свыше 90% – первоочередные (57,4 млрд, из них заработная плата с начислениями –11,9, социальные выплаты–9,1, ФОМС – 8,9, обслуживание долга – 2,9, перечисления местным бюджетам – 18,7, питание, медикаменты, стипендии, ТЭР, связь – 5,7). Не предусмотрены в бюджете, но требуют исполнения – 11 млрд (взносы на ОМС неработающего населения – 0,8, предоставление жилья отдельным категориям граждан – 1,1, поддержка местным бюджетам на первоочередные расходы – 1,5, увеличение ОДФ – 6,5, кредиторская задолженность и судебные иски – около 1 млрд). Острый недостаток средств
В то же время доходы, согласно прогнозам, составят 61,8 млрд (налоговые и неналоговые – 54,2 млрд, дотации – 7,6 млрд., недопоступление – 2,6 млрд). Таким образом, дополнительная потребность в доходах (несмотря на все принятые меры) – 13,6 млрд. Данная ситуация не позволит исполнить в полном объеме первоочередные расходы, не говоря уже о непервоочередных и дорожном фонде, объем которого с учетом принятых поправок законодательства нам необходимо увеличить в три раза (для увеличения требуется урезать социальные расходы).
За основу при формировании межбюджетных отношений на предстоящий период Минфином России были взяты итоги инвентаризации расходных обязательств субъектов по фактическим бюджетным данным за 2015 год. Поэтому имеются опасения, что существующие бюджетные проблемы будут ретранслированы на предстоящий период (хроническое недофинансирование отраслей, накопленная кредиторка, перекосы в структуре расходов).
Расходы областного бюджета на 2017 год планируются в сумме 63,8 млрд (+0,8 млрд), из которых областной дорожный фонд – 6,0 млрд рублей или 2/3 от потребности (+2,8 млрд), остальные расходы – 57,8 млрд (–2 млрд), в том числе учтена оптимизация социальных выплат с ожидаемым внедрением критериев нуждаемости по Плану мероприятий (–0,8 млрд).
При формировании доходной части бюджета учтено максимально возможное увеличение поступлений в соответствии с принятым Планом оздоровления (+3,6 млрд рублей или 6,6% к ожидаемому поступлению текущего года), в том числе от имущественных налогов в связи с отменой льгот по региональным дорогам (+800 млн), сельхозтоваропроизводителям (+200 млн), льготных ставок налога на прибыль в отношении инвесторов (+400 млн), а также поставлена задача пятипроцентного увеличения неналоговых доходов как областным, так и муниципальным уровнем (+200 млн).
В 2017 году предстоит вернуть 15,9 млрд банковских и 8,7 млрд рублей бюджетных бюджетов. Кроме того, в случае невыполнения условий соглашений (вероятность очень высока, поскольку установленные соглашениями 2014 года ориентиры в нынешней реальности недостижимы) потребуется досрочный возврат 14,5 млрд. С учетом упрощения в 2015 году правил выдачи кредитов необходимо уравнять права всех субъектов в получении данного вида поддержки. Привлечение для этих целей банковских заимствований (ориентировочная ставка 12,5%) потребует кратного увеличения расходов на обслуживание (в годовом исчислении +3 млрд рублей).
Отрицательные последствия для экономики и социальной сферы региона будут иметь рекомендованные Минфином России меры по отмене инвестиционных льгот, повышению налогообложения малого бизнеса, сокращению бюджетной сети и численности работников, оптимизации мер социальной поддержки, на неконституционность которой указывает и прокуратура. Все это приведет к утрате конкурентных преимуществ области.
Предполагаемое перераспределение в пользу федерального бюджета одного процентного пункта налога на прибыль с последующим предоставлением эквивалентной суммы бюджетам субъектов Российской Федерации через механизм дополнительных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности приведет к снижению величины налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов, что для субъектов Российской Федерации, имеющих высокий уровень государственного долга (близкий к предельному), создаст дополнительные риски нарушения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также условий соглашений с Минфином России об оказании дополнительной финансовой помощи, следствием чего может стать досрочный возврат в федеральный бюджет предоставленных кредитных ресурсов. Кроме того, существенно возрастает неопределенность при прогнозировании доходов региональных бюджетов, поскольку сумма дополнительной дотации не поддается оценке на этапе формирования бюджетных проектировок.
Механизм дополнительных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предусматривает их предоставление при соблюдении ряда условий, предполагающих, с одной стороны, мораторий на налоговые льготы,
Условие установления моратория на увеличение численности работников бюджетной сферы при предоставлении дополнительной дотации не согласуется с обозначенными на федеральном уровне задачами расширения сети дошкольных и общеобразовательных учреждений, развития сети
В целом данный механизм ведет к снижению самостоятельности субъектов Российской Федерации, ущемлению их бюджетных прав.
Положительными новациями представляются ограничение до 30% размера переносимого на текущий период убытка прошлых лет и размера убытка убыточных участников КГН, учитываемого при формировании их консолидированной налоговой базы, поэтапный переход на зачисление акцизов на крепкую алкогольную продукцию пропорционально объемам розничных продаж с одновременным увеличением региональной доли налога до 50%, а также поэтапная отмена действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам, предусмотренным на федеральном уровне. Данные меры будут способствовать стабилизации доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, более справедливому распределению налогов. Вместе с тем, учитывая сложную
Решению проблемы высокой долговой нагрузки, с которой не все регионы могут справиться самостоятельно, могла бы помочь реализация мер по реструктуризации задолженности субъектов перед федеральным бюджетом, с возможностью рассрочки исполнения обязательств до 2025 года, а также дальнейшая замена бюджетными кредитами коммерческих займов, на обслуживание которых отвлекаются из бюджета значительные суммы.
Уважаемые коллеги! Хочу отметить, что в последние годы на федеральном уровне при планировании и реализации бюджетной политики все больше прислушиваются к мнению представителей субъектов федерации. Это правильно, ведь Россия, как говорится, состоит из регионов. Проводятся различные мероприятия, на которых обсуждаются наиболее острые проблемы. Думаю, на отсутствие диалога никто пожаловаться не может. Однако, на мой взгляд, решение некоторых вопросов, общих для большинства субъектов федерации, по различным причинам затягивается. Считаю, что такую ситуацию необходимо преломить, это пойдет на пользу всем нам.
Спасибо за внимание.