САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.04.2024, пятница, 11:00

Выездное заседание Совета Саратовской областной Думы в Турковский муниципальный район

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

В региональном парламенте обсудили Стратегию развития региона до 2030 года

20.05.2016, пятница, 13:33

Сегодня в Саратовской областной Думе прошли депутатские слушания на тему: «О Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года».

В мероприятии приняли участие депутаты областной Думы, члены Правительства области, Уполномоченный по защите прав человека в Саратовской области, члены Общественной палаты Саратовской области, представители Торгово-промышленной палаты области, представители профсоюзных организаций области, общественных объединений, прокуратуры области, муниципальных образований.

Открывая депутатские слушания, председатель комитета областной Думы по экономической политике, собственности и земельным отношениям Алексей Мазепов (фракция «Единая Россия») сказал: «Сегодня мы обсудим Стратегию, которая представляет глобальное видение облика нашей области на перспективу. Этот документ должен стать основой для разработки и корректировки других документов стратегического планирования, в том числе государственных программ области и региональной схемы территориального планирования. Мы поговорим о том, насколько глубоко проработано стратегическое видение нашего региона, правильно ли расставлены приоритеты и определены цели, что на взгляд депутатов и экспертов является правильным, что – нет. Какие направления требуется усилить, и какие меры для этого предпринять».

Представил проект основного стратегического документа области министр экономического развития и инвестиционной политики региона Владимир Пожаров.

Процесс формирования Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года начался в прошлом году с момента постановки задачи Губернатором области, активная его стадия шла с июня 2015 года. Документ был разработан с участием экспертов, руководителей крупных предприятий, бизнес-сообщества. Проект широко обсуждался на площадках Торгово-промышленной палаты области, Федерации профсоюзных организаций области, Общественной палаты области. Внести свои предложения мог каждый желающий гражданин в специальном разделе на официальном сайте Правительства области, который за время его существования посетили около 1400 человек, мнения более 20 граждан нашли свое отражение в документе. Ряд положений Стратегии были расширены, дополнены и детализированы с учетом предложений заинтересованных участников обсуждения. К разработке документа было привлечено 40 экспертов, более 200 предприятий, четыре вуза, два научных учреждения, около 180 студентов.

По словам регионального министра, Стратегия разработана с участием всего гражданского общества, в ходе её исполнения должна начать работать система управления исполнением Стратегии – это принципиальный момент механизма её эффективной реализации, которого не было ранее. Такой подход должен обеспечить устойчивость бюджетной системы. В качестве отличительной особенности нового варианта Стратегии министр назвал «человекоориентированный подход к развитию территорий». Для этого был проведен комплексный анализ в разрезе муниципальных районов и городских округов, который позволил выявить типологии муниципалитетов, определить их потенциал и точки роста, сформулировать для каждой группы свой набор инструментов для развития на перспективу. Цель – повышение привлекательности территорий, устойчивости экономики.

Далее Владимир Пожаров презентовал комплексную схему преимущественного развития, предусматривающую территориальное зонирование области по точкам роста. Схема предполагает деление области на четыре зоны: первая – районы-»локомотивы». Это крупные центры, способные стать в относительно короткие сроки точками роста (Саратов, Энгельс, Балаково, а в перспективе – Балашов и Вольск, с такими инструментами, как технопарки, кластеры, «центры превосходства»). Вторая – районы «биоэкополисы», имеющие значительный ресурсный потенциал для развития агропродовольственных кластеров, ориентированных на производство экологически чистой продукции (к таким территориям относится большинство районов Саратовской области, в 7 из них планируется создание агропарков). К третьей зоне отнесены районы «инфраструктурные спутники», расположенные вблизи крупных объектов транспортной инфраструктуры преимущественно федерального уровня, туристические объекты, здравницы. В двух из них предполагается создание транспортно-логистических центров. И в четвертую зону вошли районы, не имеющие на данный момент объективных точек роста, условно отнесенные к «депрессивным» (таких у нас 10 районов).

В качестве генеральной линии Стратегии определено обеспечение стабильного улучшения качества жизни населения и повышение глобальной конкурентоспособности Саратовской области на основе перехода к экономике знаний, в центре которой человек.

На долгосрочную перспективу к 2030 году поставлены такие глобальные цели и задачи, как: преодоление негативных демографических тенденций и сохранение численности постоянного населения области; позиционирование Саратовской области в пятерке лидеров ПФО по основным показателям социально-экономического развития; ликвидация диспропорций территориального развития области.

Стратегия предусматривает 5 блоков – 5 стратегических приоритетов.

Это: сохранение, воспроизводство и развитие человеческого потенциала региона (стимулирование рождаемости, в первую очередь, за счет создания условий для рождения в семьях второго и последующих детей, развития инфраструктуры объектов физкультуры и спорта и повышения их доступности для населения, условий для самореализации молодежи,  совершенствование системы общего образования, развитие взаимосвязи профобразования и рынка труда, культуры); повышение качества жизни населения (создание системы адресной социальной защиты населения, безбарьерной среды для инвалидов, условий по доведению прожиточного минимума до размера не ниже 1/2 от размера среднемесячных душевых доходов, новых рабочих мест, стимулирование работодателей к повышению заработной платы, чтобы к 2030 году достичь уровня, близкого к 65 тысяч рублей, что практически в 3 раза выше нынешнего, и тем самым обеспечить рост уровня доходов на душу населения более чем в 2,7 раза); сильная экономика (новая модель экономического роста – переход от стимулирования инноваций к росту на их основе); обеспечение устойчивости бюджетной системы; консолидация усилий власти и всех составляющих гражданского общества – как основа движения вперед.

В качестве источников роста региональной экономики министр, в частности, указал: в промышленности – глобальные производственные цепочки (в том числе создание Центра СВЧ-компонентов, центра полиграфии, по изготовлению электротехнического оборудования на базе кластера компаний «БОШ»); освоение новых перспективных ниш (в частности создание Центра производителей медтехники и изделий медико-биологического назначения); создание региональной инновационной системы.

В сельском хозяйстве – ориентир на самодостаточность. Углубление кооперации путем  формирования агрохолдингов и объединений с полным производственно-сбытовым циклом, развитие оросительной мелиорации, вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, сохранение плодородия почв, развитие промышленного семеноводства и генетического потенциала местного племенного материала.

Кроме того, Владимир Пожаров отметил, что приоритетом исполнительной власти области по-прежнему будет создание благоприятной деловой среды, стабильность налогового законодательства, повышение доступности финансовых ресурсов. «Мы ставим перед собой задачу формирования бюджета развития в размере не менее 15% от общих расходов областного бюджета», – подчеркнул министр.

Осуществлять Стратегию предполагается в три этапа: 2016-2018 годы – стабилизация посткризисной ситуации и наращивание физических объемов хозяйственной деятельности; 2018-2025 годы – расширение процессов технологической модернизации, структурной перестройки экономики и достижения весомых качественных результатов; 2025 – 2030 годы – переход на инновационный путь развития, существенный рост показателей человеческого капитала и качественное повышение уровня жизни населения.

Обращаясь к депутатам, Владимир Пожаров подчеркнул: «Стратегия носит в целом концептуальный характер и должна формировать опорные ориентиры и глобальное видение будущего. Не все вопросы развития региона нашли в ней свое отражение. Детализация действий будет представлена в Плане мероприятий и соответствующих госпрограммах. Мы надеемся, что сегодня в прямом диалоге с депутатами мы сумеем выработать необходимые решения и рассчитываем на вашу активную позицию».

Информационно-аналитический отдел

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам