САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

26.04.2024, пятница, 09:00

Работа в избирательных округах, встречи с избирателями

27.04.2024, суббота, 09:00

Парламентский контроль за реализацией нацпроектов и региональных программ

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Отчет о деятельности Счетной палаты Саратовской области за 2015 год

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящем отчете о работе Счетной палаты Саратовской области (далее – Счетная палата) за 2015 год, подготовленным в соответствии с требованиями Закона Саратовской области от 27.09.2011 г. № 125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», представлены результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.

Работа Счетной палаты строилась в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, на основеплана работы Счетной палаты на 2015 год, утвержденного приказом Счетной палаты Саратовской области от 30.12.2014 г. № 101-од, и запросов правоохранительных органов.

Счетной палатой было проведено 45 контрольных и 11 экспертно-аналитических мероприятий.

Проверками были охвачены 39 объектов на территории 10 муниципальных образований Саратовской области: Аткарский, Балашовский, Ершовский, Лысогорский, Пугачевский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский, Энгельсский муниципальные районы и муниципальное образование «Город Саратов».

Количество выявленных нарушений за 2013-2015 годы

Анализируя тематику проведенных проверок, можно отметить, что преобладающими направлениями контрольных мероприятий являлись вопросы использования средств областного бюджета на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в транспортном комплексе области, в том числе в части пассажирских перевозок, в социальной сфере, а также использование межбюджетных трансфертов.

Контрольная деятельность Счетной палаты была направлена на выявление и предотвращение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и государственной собственности, проведение мероприятий по профилактике коррупционных нарушений в сфере финансов и экономики области, продолжалась работа по проведению аудита эффективности использования бюджетных средств. Методы аудита эффективности были применены в 22 % контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном периоде.

Счетной палатой был проведен аудит эффективности использования средств, направленных на реализацию отдельных направлений государственной политики занятости населения Саратовской области, аудит эффективности использования средств бюджета, направленных на реализацию мер по государственной поддержке детей-инвалидов, а также проверка реализации государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года» с применением элементов аудита эффективности. Выводы и предложения по эффективному использованию бюджетных средств направлялись в исполнительные органы власти, ответственные за реализацию проверяемых направлений.

Общая сумма выявленных финансово-бюджетных нарушений по итогам 2015 года составила 1 250 млн. рублей, в том числе:

– нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных инвестиций, субсидий физическим и юридическим лицам – 584 млн. рублей;

– нарушение порядка использования государственного или муниципального имущества – 392 млн. рублей;

– осуществление расходов с нарушением требований бюджетного законодательства – 109 млн. рублей;

– неэффективное использование бюджетных средств – 86 млн. рублей

– осуществление государственных и муниципальных закупок с нарушением установленного порядка размещения заказов – 38 млн. рублей;

– нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности – 31 млн. рублей;

– осуществление расходов на основании недостоверных документов – 10 млн. рублей.

Сведения о выявленных нарушениях в 2015 году (по видам нарушений)

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой было направлено 3 предписания и 36 представлений в органы государственной власти Саратовской области и иные проверяемые организации.

В результате проведенных контрольных и аналитических мероприятий, во исполнение представлений Счетной палаты, проверяемыми организациями в 2015 году возвращено в бюджет 8,2 млн. рублей, устранено финансовых нарушений на сумму 1 103,9 млн. рублей.

При рассмотрении выявленных нарушений к дисциплинарной ответственности было привлечено 3 должностных лица, допустивших нарушение бюджетного законодательства. В отношении 4 должностных лиц и 3 юридических лиц было возбуждено всего 7 дел об административных правонарушениях.

Правоохранительными органами по обращениям Счетной палаты области возбуждено 3 уголовных дела.

В отчетном периоде Счетной палатой были получены и подготовлены ответы на 8 обращений граждан.

В рамках проводимой работы по методическому обеспечению деятельности Счетной палаты был разработан и утвержден стандарт внешнего финансового контроля: «Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области».

В соответствии с Законом Саратовской области «О Счетной палате Саратовской области» Счетная палата ежеквартально размещает информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет. Ежегодные отчеты также публикуются в печатном средстве массовой информации, предназначенном для официального опубликования правовых актов органов государственной власти области – газете «Саратовская областная газета».

Основные показатели деятельности Счетной палаты области за 2013-2015 годы представлены в Приложении 1.

2. КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проверка законности использования средств, поступивших в 2013-2014 годах от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, была проведена в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, администрациях Ртищевского, Балашовского, Пугачевского, Ершовского, Саратовского, Энгельсского районов и комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова.

В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области было установлено нарушений на сумму 583,0 млн. рублей. В нарушение договора о долевом финансировании региональных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда, заключенного между Фондом и Правительством Саратовской области, Министерство своевременно, в течение 30 дней со дня получения средств Фонда, не перечислило администрациям муниципальных районов и муниципальных образований средства Фонда в сумме 282 млн. руб. и средства, предусмотренные областным бюджетом на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 301 млн. рублей.

При проверке администраций Ртищевского, Ершовского, Балашовского, Пугачевского и Энгельсского муниципальных районов было установлено неэффективное использование бюджетных средств в общей сумме 23,7 млн. рублей, в том числе: Пугачевский муниципальный район – 14,8 млн. рублей, Энгельсский муниципальный район – 4,9 млн. рублей, Ершовский муниципальный район – 2,3 млн. рублей, Балашовский муниципальный район – 1,5 млн. рублей, Ртищевский муниципальный район – 0,2 млн. рублей.

Так в нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» администрациями приобретались жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилья, при отсутствии с ними соглашения на переселение. Данный факт привел к неэффективному использованию бюджетных средств, т.к. граждане отказались переселяться в приобретённые жилые помещения. Сумма неэффективного использования бюджетных средств по данному нарушению составила в 23,3 млн. рублей.

Кроме того, администрацией Пугачевского муниципального района в нарушение Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ не были заключены договоры мены с собственниками жилых помещений, что привело к неэффективному использованию бюджетных средств в размере 0,4 млн. рублей в виде разницы между стоимостью обмениваемого и полученного жилья.

При проверке администрации Пугачевского муниципального района было установлено осуществление расходов на основании недостоверных документов в сумме 3,5 млн. рублей, а именно: повторное предоставление жилого помещения взамен аварийного, вследствие несвоевременного расторжения договора найма, и завышение общей площади аварийного жилищного фонда, на переселение из которого Фондом была предоставлена финансовая поддержка, на 103,5 кв. м.

В администрации Саратовского муниципального района сумма нарушений составила 18,6 млн. рублей. В нарушение Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Администрацией был заключен муниципальный контракт без проведения закупок строительных работ.

По результатам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий, в администрациях Саратовского, Ртищевского, Балашовского, Пугачевского районов, были организованы проверки районными прокуратурами. В ходе прокурорских проверок факты нарушений, установленных Счетной палатой, нашли свое подтверждение. Ртищевской и Пугачевской межрайонными прокуратурами в адрес районных администраций внесены представления об устранении нарушений. В связи с допущенным нарушением привлечено к дисциплинарной ответственности 1 должностное лицо администрации Ртищевского муниципального района.

В министерстве культуры Саратовской области была проведена проверка исполнения полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя бюджетных средств министерством культуры области за 2014 год.

Общая сумма установленных нарушений составила 119,7 млн. рублей.

В нарушение требований, предъявляемых Бюджетным кодексом к государственным заданиям, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственными учреждениями культуры определялся Министерством исходя не из расчетной потребности (на основании нормативных затрат и утвержденной методики), а из плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Сумма расходов, произведённых с нарушением требований бюджетного законодательства, составила 85,3 млн. рублей

Кроме того, отсутствие методики расчета привело к тому, что в ряде случаев имело место излишнее финансирование учреждений (при отсутствии реальной потребности в денежных средствах). В частности в 2014 году Министерством было излишне запланировано и перечислено подведомственным учреждениям 34,3 млн. рублей, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств.

Также установлены факты недостаточного контроля со стороны Министерства за исполнением государственных заданий, на выполнение которых подведомственным учреждениям культуры предоставлялись субсидии.

Проверка использования средств субсидий, полученных из областного бюджета ГАУК «Саратовская областная филармония им. А.Шнитке» в 2014 году показала, что учреждением при отсутствии обоснованной потребности были излишне запланированы и получены из областного бюджета денежные средства в размере 8,0 млн. рублей, что позволило учреждению разместить средства субсидии во вклады (депозиты).

Также установлен факт ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (нежилого здания «Саратовская филармония») без соответствующего разрешения на ввод его в эксплуатацию, что является нарушением Градостроительного кодекса РФ. По данному нарушению министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора ГАУК «Саратовская областная филармония им. Шнитке».

По результатам проверки Счетной палаты было направлено предписание министерству культуры области о принятии мер по возврату Филармонией избыточно полученных бюджетных средств на выполнение государственного задания и использованных учреждением не по прямому их назначению. Вся сумма излишне израсходованных средств была возвращена в бюджет области. Ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В свою очередь Министерством был разработан и утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание подведомственными учреждениями государственных услуг, содержание их имущества и расчета объема финансирования государственного задания.

Аудит эффективности использования средств бюджета, направленных на реализацию отдельных направлений государственной политики занятости населения Саратовской области в 2012-2014 годах был проведен в министерстве занятости, труда и миграции Саратовской области, ГКУ «Центр занятости населения г. Саратова» и ГКУ «Центр занятости населения г. Энгельса».

Проверкой установлено, что денежные средства на обучение безработных граждан в сумме 1,0 млн. рублей были израсходованы неэффективно в результате организации обучения без учета потребностей рынка труда Саратовской области и профессиональных возможностей обучающихся.

По результатам проведенного аудита эффективности, деятельность службы занятости Саратовской области признана удовлетворительной, требующей корректировки в части оказания государственных услуг по профессиональной подготовке безработных граждан.

Аудит эффективности использования средств бюджета, направленных на реализацию мер по государственной поддержке детей-инвалидов за 2014 год был проведен в министерстве образования Саратовской области и министерстве социального развития Саратовской области.

В ходе проверки существенных нарушений положений бюджетного законодательства, в частности фактов нецелевого расходования бюджетных средств, не было выявлено. В тоже время были установлены следующие нарушения и недостатки.

При проверке министерства образования Саратовской области установлено, что субсидия из областного бюджета на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в сумме 9,7 млн. рублей, была израсходована администрациями Духовницкого, Красноармейского, Лысогорского, Петровского, Питерского муниципальных районов с нарушением условий расходования субсидии, а именно без соблюдения обязательства по софинансированию расходов из средств местных бюджетов.

Данное нарушение также было подтверждено проверкой использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Лысогорского муниципального района за 2014 год. Сумма субсидии, израсходованной без соблюдения условия софинансирования данным муниципальным районом, составила 2,2 млн. рублей.

Проверка министерства социального развития области выявила неэффективное использование бюджетных средств на сумму 0,6 млн. рублей. Так, при размещении государственного контракта на поставку технических средств реабилитации с единственным поставщиком, Министерством была завышена начальная максимальная цена контракта и, соответственно, цена заключенного контракта, на сумму 0,5 млн. рублей. Кроме того, министерством не были приняты меры по взысканию с поставщика штрафа и пени на сумму 0,1 млн. рублей за просрочку обязательства по контракту.

Проверка использования средств, выделенных на реализацию государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года» за 2014 год проводилась в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, ГУП «Областная инженерная защита» и ГУП «Саратовской области «Облводоресурс».

Общая сумма выявленных нарушений составила 16,7 млн. рублей.

При проверке министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства отмеченно недостаточное осуществление контроля со стороны министерства за целевым использованием субсидий, предоставляемых подведомственным учреждениям из областного бюджета.

В ГУП «Областная инженерная защита» при осуществлении государственных закупок допущено нарушений на сумму 0,4 млн. рублей. В частности, установлены нарушения конкурсной документации по открытым конкурсам и нарушения при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

При проверке ГУП «Саратовской области «Облводоресурс» сумма неэффективно использованных бюджетных средств составила 16,2 млн. рублей. В проверяемом периоде учреждением были произведены расходы за счет средств субсидий на уплату НДС. Данные расходы являются неэффективным использованием бюджетных средств, т.к. целевые поступления из бюджета не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности ГБУ «Управление пассажирских перевозок» и ГБУ «Дирекция автомобильных дорог» установлено нарушениепорядка использования государственного имущества на 332,9 млн. рублей и 59,2 млн. рублей соответственно. В проверяемом периоде учреждениями сдавались в аренду транспортные средства в нарушение Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» без проведения установленных конкурсных процедур.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности ГБУ «Управление пассажирских перевозок», комитетом по управлению имуществом Саратовской области был составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора учреждения. По результатам рассмотрения данного административного дела должностное лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения по статье «Нарушение условий распоряжения движимым имуществом, находящимся в государственной собственности области, и (или) его использования».

УФАС по Саратовской области были вынесены постановления по факту нарушения Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (правопреемник ГБУ «Управление пассажирских перевозок»), министерства транспорта и дорожного хозяйства области, Комитета по управлению имуществом области.

Кроме того, УФАС по Саратовской области было вынесено предписание ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и принятия мер по возврату имущества, переданного ГБУ «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» по договорам аренды транспортных средств.

В ходе проверки использования средств областного бюджета, выделенных в 2014 году на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые общественным транспортом, в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и ГБУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», Счетной палатой были проанализированы Закон Саратовской области от 07.03.2006 г. № 22-ЗСО «Об организации обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Саратовской области» и приказ министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области от 05.08.2014 г. № 01-02-08/49 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Осуществление допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах пригородного и межмуниципального сообщения на территории Саратовской области». В ходе экспертизы были выявлены коррупциогенные факторы, содержащиеся в данных нормативно-правовых актах. С целью внесения соответствующих изменений и исключения из текста документов факторов, способствующих проявлениям коррупции, Счетная палата обратилась в прокуратуру Саратовской области.

По результатам рассмотрения материалов проверки, прокуратурой Саратовской области были подтверждены выводы Счетной палаты и направлены требования в адрес председателя Саратовской областной Думы и министру транспорта и дорожного хозяйства области о внесении в вышеуказанные правовые акты изменений, устраняющих коррупциогенные факторы из их содержания.

В комитете капитального строительства области было проведено контрольное мероприятие по проверке использования средств областного бюджета, выделенных на строительство ФОК в р.п. Турки за 2013-2014 годы.

Сумма выявленных нарушений составила 0,4 млн. рублей. Проверкой была установлена недостача на объекте оборудования на сумму 21,4 тыс. рублей, а также факт принятия и оплаты комитетом невыполненных подрядчиками работ на сумму 386,6 тыс. рублей. Данные нарушения привели соответственно к неэффективному использованию государственного имущества Саратовской области и неэффективному использованию бюджетных средств.

По результатам проведенного контрольного мероприятия, во исполнение нарушений, комитетом капитального строительства были произведены ранее оплаченные, но невыполненные работы – монтаж хоккейной коробки и осуществлена повторная поставка недостающего оборудования.

При проведении контрольного мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности в ГУЗ «Саратовская областная станция переливания крови» установлено нарушений на сумму 0,3 млн. рублей.

В результате оприходования на баланс учреждения в декабре 2014 года газопровода, фактически не являющегося для ГУЗ «Саратовская областная станция переливания крови» объектом основных средств, данные баланса учреждения на 01.01.2015 г. были завышены на сумму 0,3 млн. рублей.

Также установлено, что одному из сотрудников учреждения была неправомерно установлена доплата к заработной плате. Общие расходы составили 56,4 тыс. рублей. В ходе проверки данные денежные средства были возвращены в кассу учреждения.

Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Татищевского муниципального района за 2014 год проводилась в администрации Татищевского муниципального района и в управлении финансов, экономического развития и инвестиций администрации Татищевского муниципального района.

В ходе проверки выявлено, что при распределении субвенций на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, администрацией Татищевского муниципального района не были соблюдены нормативы финансового обеспечения. В результате расходы в сумме 14,0 млн. рублей были совершены с нарушением требований бюджетного законодательства.

Проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Аткарского муниципального района за 2014 год, проводилась в администрации Аткарского муниципального района, финансовом управлении администрации Аткарского муниципального района и управлении образования администрации Аткарского муниципального района.

Общая сумма выявленных нарушений составила 0,2 млн. рублей.

В администрации Аткарского муниципального района установлено, что индивидуальному предпринимателю был выдан грант на развитие бизнес-проекта в сумме 0,2 млн. рублей при несоблюдении им условия долевого участия собственными средствами в программе.

В управлении образования администрации Аткарского муниципального района были осуществлены расходы на основании недостоверных документов в сумме 41,6 тыс. рублей. Нарушение было допущено в результате представления одним из учебных заведений к отчету и оплате первичных документов не на фактически произведенные работы.

По данному факту директору образовательного учреждения, допустившему нарушение, объявлено дисциплинарное взыскание.

Проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета, главными распорядителями бюджетных средств за 2014 год была проведена в министерстве культуры, министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства, министерстве занятости, труда и миграции, министерстве транспорта и дорожного хозяйства, комитете охотничьего и рыболовного хозяйства Саратовской области.

В министерстве культуры Саратовской области был установлен факт принятия Министерством на себя необоснованных обязательств по перечислению субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением государственного учреждениями культуры области. В результате произошел необоснованный рост кредиторской задолженности Министерства перед учреждениями.

Проверка министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области показала искажение бюджетной отчетности, а именно отражение в отчетности дебиторской задолженности в сумме 7,9 млн. рублей, не подтвержденной первичными документами.

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства области было выявлено несоответствие данных бухгалтерского учета и отчетности, а также не подтвержденная актами сверки кредиторская задолженность.

Проверка исполнения полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя бюджетных средств министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за 2014 год показала нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а именно несвоевременное отражение операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, а также нарушение порядка формирования государственного задания, а именно отсутствие методики оценки стоимости единицы государственной услуги, в соответствии с которой должен производиться расчет объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания для подведомственных учреждений.

3. ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В 2015 году Счетная палата проводила экспертизы и принимала участие в обсуждении проектов законов Саратовской области, находящихся на рассмотрении областной Думы, в части, касающейся расходных обязательств, внося свои предложения как устно, так и письменно в рамках деятельности рабочих групп и заседаний комитетов Саратовской областной Думы. Из 60 поступивших в Счетную палату области на экспертизу законопроектов, на 44 проекта были даны заключения об отсутствии замечаний и предложений. По 16 законопроектам Счетной палатой области указывались соответствующие замечания и предложения.

К наиболее типичным можно отнести такое замечание, как отсутствие к законопроектам, предусматривающим увеличение финансирования по отдельным видам расходных обязательств, полного финансово-экономического обоснования, что практически делает невозможным проведение полноценной финансово-экономической экспертизы.

Учитывая, что оценить то обстоятельство, учтены или нет на законопроекты замечания и предложения Счетной палаты области, можно лишь после принятия законопроектов, то есть только в окончательной редакции законопроекта, необходимо отметить, что из 16 указанных законопроектов (на которые имелись замечания и предложения у Счетной палаты области) стали Законами области – 7 законопроектов. Замечания и предложения Счетной палаты области были учтены по 6 законопроектам (86%).

В соответствии с Законом Саратовской области от 27.09.2011 г. № 125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» к полномочиям Счетной палаты области относится экспертиза государственных программ области. Счетной палатой области применяется в работе стандарт финансового контроля «Экспертиза проектов государственных программ Саратовской области». В 2015 году на вышеуказанную экспертизу в Счетную палату области было направлено 87 проекта постановлений Правительства Саратовской области о внесении изменений в государственные программы области. На представленные проекты государственных программ было дано 38 положительных заключений и 49 заключений с 84 замечаниями, из которых 26 были учтены разработчиками проектов программ.

Кроме того, в Счетную палату области поступило 6 проектов постановлений Правительства Саратовской области. На них было дано 1 положительное заключения и 5 заключений с 18 замечаниями, 14 из которых которые были в дальнейшем учтены разработчиками данных проектов.

По предложению Счетной палаты Саратовской области, подкрепленному законодательной инициативой региональной прокуратуры, Саратовской областной Думой был принят Закон Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области».

Результаты проведенной внешней проверки отчета Правительства Саратовской области об исполнении областного бюджета за 2014 год показывали, что в целом исполнение закона о бюджете произведено с соблюдением основных требований бюджетного законодательства Российской Федерации. Тем не менее, было отмечено, что объем доходов по налогу на прибыль организаций планировался недостаточно реалистично (фактическое поступление составило 77 % от бюджетных назначений); допущен значительный рост кредиторской задолженности ГРБС и получателей бюджетных средств на 42,3 % по сравнению с итогами 2013 года.

При проверке годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2014 году установлено, что в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу исполнения бюджета ТФОМС Саратовской области по состоянию на начало и конец отчетного периода искажены показатели на общую сумму 22,7 млн. рублей. В ходе проверки внесены соответствующие исправления в отчетность ТФОМС.

В заключении на проект закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2016 год» отмечено соответствие проекта установленным нормам и требованиям законодательства. Вместе с тем, у Счетной палатой области имелись некоторые замечания по несоответствию между законопроектом и прилагаемым к нему документам.

В заключении на проект закона Саратовской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2016 год» отмечено соответствие проекта установленным нормам и требованиям законодательства.

В рамках проведения Счетной палатой экспертно-аналитического мероприятия «Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот на территории Саратовской области в 2014 году», был проведен анализ законодательного регулирования налоговых льгот в области, по результатам которого Счетной палатой был сделан вывод о необходимости внесения изменений в отдельные нормы законов Саратовской области, устанавливающих следующие налоговые льготы:

– налоговые льготы, установленные законами Саратовской области с нарушением статей 3 и 56 Налогового кодекса РФ, и носящие характер индивидуальных льгот: по уплате налога на имущество организаций (единственный налогоплательщик – министерство транспорта и дорожного хозяйства области), по уплате транспортного налога (налогоплательщики – учебно-производственные предприятия Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых и общественные организации, получающие государственную поддержку из областного бюджета).

– налоговые льготы, установленные вполне законно, но являющиеся низкоэффективными: по транспортному налогу в отношении организаций, на которых зарегистрированы транспортные средства, входящие в состав автомобильных колонн войскового типа; по налогу на имущество организаций в отношении организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию.

– налоговые льготы, по которым оценка эффективности никогда не проводилась и практически не может быть проведена, поскольку отсутствует законный механизм получения органами исполнительной власти области и Счетной палатой области информации, необходимой для осуществления расчетов бюджетной или социальной эффективности таких налоговых льгот (льготы, предоставленные коммерческим предприятиям частной формы собственности, религиозным и общественным организациям).

Также отмечено, что Положение о порядке оценки эффективности льгот, утвержденное Правительством Саратовской области, имеет исключения и неопределенности относительно обязательности проведения оценки эффективности отдельных налоговых льгот. По этим причинам такая оценка была произведена органами исполнительной власти области только в объеме 53% от общей суммы предоставленных налоговых льгот и в отношении лишь 0,2% от всех налогоплательщиков, которым льготы были предоставлены в 2014 году.

По результатам проведенного анализа, Счетной палатой области было предложено Саратовской областной Думе совместно с Правительством внести изменения в законы области по отмене или корректировке льгот, несоответствующих федеральному законодательству, и низкоэффективных льгот. Также было предложено переработать порядок оценки эффективности налоговых льгот и включить его в Закон Саратовской области «О предоставлении налоговых льгот на территории Саратовской области», сделав его обязательным для исполнения всеми государственными и контрольными органами области.

4. АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Счетная палата области является органом аудита в сфере закупок и осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

Для реализации полномочий в сфере аудита закупок Счетная палата области осуществляет экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

Счетной палатой области в 2015 году было проведено 6 экспертно-аналитических мероприятия по аудиту в сфере закупок. Общая сумма выявленных нарушений составила 35,7 млн. рублей.

Деятельность министерства культуры области в сфере закупок за 2014 год признана удовлетворительной. Отмечено осуществление государственных закупок с нарушением установленного порядка размещения государственного заказа на сумму 50,8 тыс. рублей в связи с выбором необоснованного способа определения поставщика и метода определения начальной (максимальной) цены контракта (не проводился анализ рынка).

Деятельность министерства транспорта и дорожного хозяйства области в сфере закупок за 2014 год – 1 квартал 2015 года признана удовлетворительной. Общая сумма установленных нарушений составила 23,4 млн. рублей.

Выявлено осуществление государственных закупок с нарушением установленного порядка размещения государственного заказа в сумме 7,8 млн. рублей в результате утверждения документации об аукционе с нарушением требований законодательства.

Также установлено осуществление расходов на основании недостоверных документов в сумме 5,8 млн. рублей. Акты сдачи-приемки выполненных работ были составлены и подписаны до момента полного исполнения обязательств по контракту.

Невыполнение обязанности по истребованию неустойки у поставщиков, допустивших нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг), привело к недополученному доходу в сумме 9,4 млн. рублей, что является неэффективным использованием бюджетных средств.

Деятельность комитета охотничьего хозяйства и рыболовства области в сфере закупок за 2014 год – 5 месяцев 2015 года признана удовлетворительной. Общая сумма установленных нарушений составила 2,6 млн. рублей.

Выявлено, что Комитетом самостоятельно осуществлялись функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении 5 закупок путем проведения аукционов в электронной форме, что привело к нарушению порядка организации централизованных закупок на сумму 1,4 млн. рублей.

В нарушение Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок малого объема на общую сумму 1,2 млн. рублей отсутствовало условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а, следовательно, государственные контракты были заключены с нарушением требований действующего законодательства.

Также были выявлены недостатки при ведении комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства области планов-графиков закупок.

Деятельность ГКУ Саратовской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в сфере закупок за 2014 год – 1 полугодие 2015 года оценена по результатам проверки как хорошо организованная. Общая сумма установленных нарушений составила 2,5 млн. рублей.

Отмечено осуществление государственных закупок с нарушением установленного порядка размещения государственного заказа на сумму 1,6 млн. рублей. Нарушение сложилось в связи с допуском к участию в аукционе участника, предложение которого не соответствовало значениям, установленным аукционной документацией, а также утверждением аукционной документации с нарушением требований законодательства.

Также было установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 0,5 млн. рублей. Учреждением при обосновании начальной максимальной цены контрактов по аренде помещений для размещения трех обособленных подразделений изначально был завышен размер требуемой площади, что повлекло за собой неэффективное расходование бюджетных средств.

Деятельность ГУЗ «Саратовская областная станция переливания крови» в сфере закупок за 2014 год – 9 месяцев 2015 года признана удовлетворительной, нуждающейся в коррекции.

Общая сумма установленных нарушений составила 7,2 млн. рублей.

Отмечено осуществление государственных закупок с нарушением установленного порядка размещения государственного заказа на сумму 5,2 млн. рублей. Нарушение сложилось в связи с тем, что заказчиком при проведении электронных аукционов были установлены избыточные и не установлены обязательные требования к участникам закупки. Кроме того к участию в аукционе были допущены два участника, не отвечающих требованиям документации об аукционах.

Вследствие того, что учреждением были приняты от поставщика товары, не соответствующие в полной мере требованиям документации об аукционе и условиям заключенного контракта, осуществление расходов на основании недостоверных документов составило 1,1 млн. рублей.

Также установлено, что при заключении государственных контрактов на общую сумму 0,7 млн. рублей в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ не были указаны размеры штрафов уплачиваемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком или Заказчиком обязательств по контракту в виде фиксированных сумм, рассчитанных исходя из цены контракта.

В результате завышения начальной максимальной цены контракта, заключенного с единственным участником закупки, на момент проверки неэффективное использование бюджетных средств при оплате поставленного по контракту товара составило 0,1 млн. рублей

По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий по аудиту в сфере закупок Счетной палатой области направлялась информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.

К административной ответственности в виде штрафа по факту заключения контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) был привлечен министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2015 году Счетной палатой было выявлено финансовых нарушений, подлежащих устранению на сумму 1 173,4 млн. рублей, из них подлежащих восстановлению в бюджет – 8,7 млн. рублей.

К концу отчетного года проверяемыми организациями были приняты меры по устранению финансовых нарушений на сумму 1 103,9 млн. рублей, из них восстановлено в бюджет – 8,2 млн. рублей.

Кроме того по результатам проведённой в 2013 году проверки реализация ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года» в министерстве сельского хозяйства области в 2015 году в областной бюджет возвращены денежные средства в размере 1,5 млн. рублей.

Объект и цель проверки Вид нарушения Объем финансовых нарушений, тыс. руб. Восстановлено в бюджет, тыс. руб.
Суммы финансовых нарушений, подлежащих восстановлению в бюджет
ГАУК «Саратовская областная филармония им. А.Шнитке»
(проверка использования субсидий, полученных из областного бюджета в 2014 году)
излишне перечисленные средства субсидии 8 000,00 8 000,00
ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»
(проведение аудита в сфере закупок за 2014 год – 1 полугодие 2015 года)
неэффективное использование бюджетных средств (завышение площади арендуемых помещений при обосновании начальной цены контракта) 514,31 48,60
ГУЗ «Саратовская областная станция переливания крови»
(проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год – 9 месяцев 2015 года)
неправомерно установлена доплата сотруднику за обслуживание кофейного аппарата 56,40 43,30
произведено списание ГСМ по недостоверному первичному документу 0,30 0,30

Министерство социального развития Саратовской области
(аудит эффективности использования средств бюджета, направленных на реализацию мер по государственной поддержке детей-инвалидов за 2014 год)
недополученный доход (не взысканы штрафы и пени за нарушение обязательств по контракту) 129,50 121,75
Итого к восстановлению: 8 700,51 8 213,95
Финансовые нарушения, подлежащие устранению
Министерство культуры Саратовской области
(проверка исполнения полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя бюджетных средств министерством культуры области за 2014 год)
субсидия подведомственным учреждениям перечислена без проведения обоснованного расчета 85 291,70 85 291,70
излишнее финансирование учреждений (при отсутствии реальной потребности в денежных средствах) 34 364,50 34 364,50
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
(проверка законности использования средств, поступивших в 2013-2014 годах от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства направленных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда)
нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов 583 013,70 582 579,10
Администрация Пугачевского муниципального района
(проверка законности использования средств, поступивших в 2013-2014 годах от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда)
осуществление расходов на основании недостоверных документов 3 548,10 3 548,10
неэффективное использование вследствие отсутствия соглашений с собственниками жилых помещений 412,50 412,50
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
(проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности за 2014 год)
искажение бухгалтерской годовой отчетности 15 537,80 15 537,80
излишне уплаченный налог 6,90 6,90
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
(проведение аудита в сфере закупок)
невыполнение обязанности по истребованию неустойки у поставщиков, допустивших нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг) 9 372,62 12,86
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета ТФОМС Саратовской области за 2014 год искажены показатели в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к Балансу исполнения бюджета ТФОМС Саратовской области по состоянию на начало и конец отчетного периода 22 693,26 22 693,26
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
(проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности за 2014 год)
кредиторская задолженность не подтверждена актами сверки 15 168,90 15 168,90
ГБУ «Управление пассажирских перевозок»
(проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год)
нарушение порядка использования государственного имущества 332 932,00 332 932,00
произведены расходы на коммунальные услуги за сторонние организации 189,00 189,00
произведены неправомерные расходы на оплату услуг сотовой связи 69,10  
Комитет капитального строительства Саратовской области
(проверка использования средств областного бюджета, выделенных на строительство ФОК в р.п. Турки за 2013-2014 годы)
не обеспечена сохранность оборудования, установленного в ФОК 21,40 21,40
произведена оплата фактически невыполненных работ 386,60 386,60
ГБУ «Дирекция автомобильных дорог»
(проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год – 1 полугодие 2015 года)
нарушение порядка использования государственного имущества 59 174,00  
Финансовое управление администрации Лысогорского муниципального района
(проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Лысогорского муниципального района за 2014 год)
нарушение условий предоставления субсидии 2 212,00 2 212,00
ГУЗ «Саратовская областная станция переливания крови»
(проведение аудита в сфере закупок)
занижение Баланса учреждения вследствие несвоевременного оприходования оборудования 12,06 12,06
ГУЗ «Саратовская областная станция переливания крови»
(проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год – 9 месяцев 2015 года)
завышение Баланса учреждения вследствие оприходования оборудования, ему не принадлежащему 279,86 279,86
Итого к устранению: 1 164 686,00 1 095 648,54
ИТОГО финансовые нарушения, подлежащие устранению и восстановлению в бюджет 1 173 386,51 1 103 862,49

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

По материалам отдельных контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2013-2015 годах, были возбуждены 3 уголовных дела:

1. По результатам проведенной Счетной палатой в 2013 году проверки использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ОЦП «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы», в том числе по объекту «Реконструкция канализационных (биологических) очистных сооружений в р.п. Степное Советского района», Марксовским МСО СУ СК России по Саратовской области возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Советского муниципального района по статье «Превышение должностных полномочий» Уголовного кодекса РФ.

2. По результатам проведенной Счетной палатой в 2014 году проверки исполнения бюджета Балашовского муниципального района в части использования субсидии на софинансирование мероприятий по строительству нового корпуса МБДОУ «Детский сад «Зернышко» за 2012 – 2014 годы, СЧ ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников подрядчика ООО «ДСК № 28» по статье «Мошенничество в особо крупном размере» Уголовного кодекса РФ.

3. По результатам проведенной Счетной палатой в 2014 году проверки законности выделения министерством сельского хозяйства Саратовской области бюджетных средств при предоставлении министерством сельского хозяйства области субсидий ИП ГКФХ Полях М.В. за 2011-2013 годы, СУ СК России по Саратовской области возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц министерства сельского хозяйства области по статье «Превышение должностных полномочий» Уголовного кодекса РФ.

Одним из факторов повышения результативности контрольных мероприятий Счетной палаты является взаимодействие с правоохранительными органами.

Правоохранительным органам в 2015 году направлены материалы по 8 контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям для принятия соответствующих мер, в том числе в прокуратуру области и в подразделения ГУ МВД России по Саратовской области по следующим объектам проверок:

– министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области и ГБУ «Управление пассажирских перевозок» (проверка использования средств областного бюджета, выделенных на возмещение выпадающих доходов, возникающих от применения регулируемых тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые общественным транспортом за 2014 год),

– комитет капитального строительства Саратовской области (проверка использования средств областного бюджета, выделенных на строительство ФОК в р.п. Турки за 2013-2014 годы),

– ГУЗ «Саратовская областная станция переливания крови» (проведение аудита в сфере закупок за 2014 год– 9 месяцев 2015 года),

– ГУП «Областная инженерная защита» (проверка использования средств, выделенных на реализацию государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года» за 2014 год),

– министерство социального развития Саратовской области (аудит эффективности использования средств бюджета, направленных на реализацию мер по государственной поддержке детей за 2014 год),

– администрация Аткарского муниципального района Саратовской области (проверка использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Аткарского муниципального района за 2014 год),

– министерство сельского хозяйства Саратовской области (проверка соответствия Закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», иных региональных нормативных актов Федеральному закону от 29.11.2014 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» в части межбюджетных отношений за 9 месяцев 2015 года),

По результатам проведенного Счетной палатой области экспертно-аналитического мероприятия в правоохранительные органы было направлено заключение на соответствие Закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», иных региональных нормативных актов Федеральному закону от 29.11.2014 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» в части межбюджетных отношений за 9 месяцев 2015 года.

Счетной палатой области материалы проверок направляются в правоохранительные органы при установлении различных нарушений законодательства, позволяющих лишь предположить наличие признаков состава преступления. Поскольку полномочия Счетной палаты не позволяют достоверно установить все признаки состава преступления, в большинстве случаев проверки правоохранительных органов, хотя и подтверждают факты тех или иных нарушений законодательства, устанавливают отсутствие в них уголовно-наказуемых деяний.

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Счетная палата области находится в постоянном взаимодействии с контрольно-счетными органами Саратовской области.

В 2013 году по инициативе Счетной палаты области был создан Совет контрольно-счетных органов Саратовской области. Помимо Счетной палаты Саратовской области в Совет входят представители 30 контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

В рамках деятельности Совета в 2015 году муниципальным контрольно-счетным органам Саратовской области оказывалась правовая, методическая и информационная помощь, организовывались консультации по вопросам проведения аудита в сфере закупок, обобщались и анализировались показатели работы муниципальных контрольно-счетных органов, проводился обучающий семинар по вопросам муниципального финансового контроля. Также в 2015 году состоялось параллельное контрольное мероприятие «Проверка использования средств, поступивших в 2014 году от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

В сентябре 2015 года Счётной палатой был организован и проведен семинар для представителей контрольно-счетных органов муниципальных образований по вопросам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

На семинаре были рассмотрены вопросы проведения аудита в сфере закупок, проведения аудита эффективности расходования бюджетных средств, разработки и внедрения стандартов муниципального финансового контроля. Также был представлен обзор актуальных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, проектов Федеральных законов о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В ежедневной работе сотрудниками Счетной палаты оказываются консультации коллегам из контрольно-счетных органов муниципальных образований по вопросам, возникающим в ходе проверок, предоставляются методическая помощь и правовая информация.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам