САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

22.04.2024, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

23.04.2024, вторник, 12:00, зал заседаний

Заседание комитета

Комитет по образованию и культуре

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Выступление Председателя Саратовской областной Думы на Президиуме СЗ РФ по вопросу «О проблемах перехода к взиманию налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения»

25.02.2016

Добрый день, уважаемые коллеги!

Расчет налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, а также переход на такую систему расчета – непростые вопросы, требующие тщательной проработки. В Саратовской области закон, закрепивший такой механизм расчета для организаций, принят в ноябре прошлого года. Вступил он в силу с 1 января 2016-го.

Подготовительная работа началась еще в 2014 году. Был разработан законопроект, устанавливающий перечень объектов, налог на имущество которых рассчитывался, исходя из кадастровой стоимости.

Предполагалось, что ставка составит 2 %. Проведенный анализ экономической целесообразности принятия законопроекта показал, что доходы областного бюджета увеличатся на сумму примерно 50 млн рублей. При этом часть этой суммы – 22 млн рублей ляжет на плечи среднего и малого бизнеса. В то же время сборы с объектов недвижимого имущества, принадлежащих крупным торговым комплексам («Лента», «Метро», «Сиеста»), значительно снизятся (так как остаточная балансовая стоимость существенно выше кадастровой).

Обсуждение законопроекта состоялось на различных площадках: в областной Думе, Правительстве, торгово-промышленной палате, в общественной палате.

В дискуссии активно участвовали не только чиновники и депутаты, но и представители бизнес-сообщества, предприниматели, эксперты, общественники.

По результатам обсуждения депутатам Саратовской областной Думы удалось выйти на сбалансированное решение по данному вопросу. В итоге налоговая ставка снижена с двух до одного процентов; уточнены признаки, по которым имущество входит в список объектов налогообложения, налог по которым рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости, или исключается из него. По состоянию на 1 января 2016 года в перечень входят 212 объектов:

1) административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв.метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 200 кв.метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных отдельных объектов недвижимого имущества, не распространяются на объекты недвижимого имущества при одновременном соблюдении следующих условий:

- объекты недвижимого имущества не переданы в пользование третьим лицам и используются налогоплательщиком для размещения рабочих мест, организации питания, бытового обслуживания работников, обеспечивающих его производственную деятельность по видам согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; обрабатывающие производства; строительство;

- на земельных участках, на которых расположены указанные объекты, или на смежных с ними земельных участках находятся нежилые здания (строения, сооружения), принадлежащие налогоплательщику на праве собственности и используемые им для осуществления вышеуказанных видов производственной деятельности, и ни одно из указанных нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них не передано налогоплательщиком в пользование третьим лицам.

Закон только вступил в силу, поэтому говорить что-то с точки зрения практики применения пока рановато. Однако представители бизнес-сообщества высказывают ряд опасений. В первую очередь, связанных с возникновением дополнительных затрат в условиях непростой экономической обстановки: увеличение налоговой нагрузки, затраты на оплату услуг по оценке кадастровой стоимости, по оспариванию ее величины. Тем не менее рассматривается возможность дальнейшего расширения перечня объектов.

Что касается уплаты налога на имущество физических лиц, то в Саратовской области в настоящее время он исчисляется, исходя из инвентаризационной стоимости имущества, а не кадастровой.

Данный вопрос также был тщательно проработан. Собрано мнение всех муниципалитетов, входящих в состав региона. Из сорока двух двадцать четыре высказались «за», семнадцать – «против».

В целом на основе проведенного сравнительного анализа была выявлена серьезная проблема, препятствующая переходу к данной системе: существенное снижение налогооблагаемой базы и, соответственно, объема поступления налога – одного из основных источников доходов бюджетов муниципальных образований.

В условиях низких темпов роста бюджетных доходов в целом возможность компенсации потерь за счет других видов доходов весьма проблематична.

Приведу наиболее показательные примеры: прогнозное снижение поступлений по Энгельсскому району Саратовской области – 60 % (51,6 млн рублей), по Балаковскому – 66,4 % (92,8 млн рублей).

Среди причин сокращения налогов:

– льготы, установленные Налоговым кодексом (Так, например, налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

В связи с чем во многих муниципальных образованиях области в отношении жилых домов с площадью менее 50 квадратных метров налог не будет исчисляться);

– принятые налоговые ставки (При исчислении налога, исходя из инвентаризационной стоимости имущества, размер ставок дифференцирован от 0,1 до 2 процентов в зависимости от стоимости имущества. При исчислении налога от кадастровой стоимости – предельные ставки налога установлены по видам объектов налогообложения и не превышают 0,5 процентов (за исключением объектов недвижимости, определенных статьей 378.2 Налогового кодекса, по которым установлена ставка 2 процента));

– уменьшение кадастровой стоимости по отдельным объектам по сравнению с инвентаризационной.

Еще одной причиной, по которой в Саратовской области не установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости имущества, являются результаты проведенной в 2012 году оценки. С одной стороны, кадастровая стоимость объектов недвижимости, вводимая взамен инвентаризационной, гораздо более приближена к рыночной. С другой, уровень достоверности стоимости, определенной в результате проведения массовой оценки, невысок, поскольку не учитывает индивидуальные особенности объектов.

Кроме того, федеральные стандарты позволяют оценщикам самостоятельно выбирать подходы к оценке стоимости объектов недвижимости и методы ее проведения, поэтому результаты могут существенно различаться.

Правительству России необходимо усовершенствовать единую методику массовой оценки объектов недвижимости, в том числе  незавершенного строительства, чтобы она могла обеспечить сопоставимость и обоснованность кадастровой стоимости объектов с рыночной, а также установить ответственность оценщиков за нарушения, допущенные при составлении отчета об определении кадастровой стоимости объектов.

Пока же, по указанным мной причинам, разница кадастровой стоимости однотипных объектов достигает десятков раз. В том же Балаковском районе есть примеры двенадцатикратной разницы. В результате этого на фоне общего снижения налоговых поступлений в отдельных районах налоговая нагрузка на налогоплательщиков заметно увеличивается. Данную проблему можно будет решить, если субъекты Федерации получат право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В текущей ситуации налогоплательщики, вероятно, самостоятельно будут оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, которыми они владеют.

При этом, в отличие от организаций, граждане могут сразу обратиться в суд. Таким образом, ожидается увеличение количества споров, участниками которых будут являться физические лица. Очевидно, что такие изменения негативно скажутся на социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях.

Решением проблемы достоверного определения кадастровой стоимости недвижимости, на наш взгляд, может стать создание единого государственного органа, ответственного за государственный учет, государственную регистрацию прав и государственную оценку имущества.

Пока этого не сделано, Федеральной налоговой службе необходимо предоставить органам местного самоуправления инструмент по расчету эффективных налоговых ставок и прогноза объема сборов по налогу на имущество физических лиц.

Вопрос установления единой даты начала применения порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, рассматривался на заседании межведомственной группы по повышению роли имущественных налогов в формировании консолидированного бюджета Саратовской области.

По результатам обсуждения данного вопроса коллегиально принято решение о нецелесообразности применения данного порядка на территории области до утверждения новой кадастровой стоимости.

В целом переход на исчисление налога на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, необходим. Это позволит увеличить количество объектов налогообложения. В настоящее время не по всем объектам недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам, исчисляется налог ввиду отсутствия их инвентаризационной стоимости. Это:

– отдельные объекты, введенные в эксплуатацию с 2008 года;

– все объекты, введенные в эксплуатацию с 2013 года;

– объекты, приобретенные у организаций.

Поэтому установление Правительством России  сроков обязательной регистрации прав на недвижимое имущество,  повышение ответственности за их нарушение, а также установление перечня видов фактического (разрешенного) использования объектов недвижимости,  упрощение процедуры постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним –  эти  меры будут стимулировать собственников проводить все процедуры в определенных законом рамках, не вызовут попыток обойти закон ввиду сложности его исполнения.

В целом изменения, которые мы обсуждаем, давно назрели.

Но есть понимание, что все нововведения должны быть тщательно проработаны, так как затронут практически всех граждан нашей страны.

Спасибо за внимание.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам