САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

01.04.2024, понедельник, 09:00

Парламентский контроль за реализацией нацпроектов и региональных программ

02.04.2024, вторник, 09:00

Работа над законопроектами

03.04.2024, среда, 10:00, парламентский центр

Заседание комиссии Саратовской областной Думы по контролю за качеством капитального ремонта и ремонта автомобильных …

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Устав (Основной Закон) Саратовской области

принят Саратовской областной Думой 24 мая 2005 года

Императорским Указом в 1780 году в г.Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года.

В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г.Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край.

Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью.

Мы, депутаты Саратовской областной Думы,

следуя историческим традициям и нравственным принципам предков, передавшим нам веру в добро и справедливость;

сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за политическое, социально-экономическое и культурное развитие Саратовской области;

стремясь обеспечить благополучие и процветание Саратовской области, гарантировать права, свободы и безопасность населения области;

учитывая своеобразие естественно-исторического положения Саратовской области и ее правовой статус субъекта Российской Федерации;

руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации и Федеративного договора;

выражая волю и интересы населения области,

принимаем настоящий Устав (Основной Закон) Саратовской области.

Глава I. Саратовская область в составе Российской Федерации

Статья 1. Устав – Основной Закон Саратовской области

1. Устав (Основной Закон) Саратовской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, закрепляет основы экономической и социальной политики области, определяет полномочия органов государственной власти области, регулирует вопросы организации местного самоуправления в области.

2. Устав (Основной Закон) Саратовской области обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам области, имеет прямое действие и применяется на всей территории области. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не могут противоречить Уставу (Основному Закону) Саратовской области.

Статья 2. Конституционные основы статуса области

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации область находится в составе Российской Федерации и неотделима от нее. Как равноправный субъект Российской Федерации область осуществляет полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.

Статья 3. Статус области

1. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области.

2. Статус области не может быть изменен без ее согласия.

3. Область самостоятельно решает вопросы изменения своего наименования в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

4. Изменение статуса области, ее объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 4. Официальные символы области

Официальными символами области являются флаг и герб Саратовской области. Описание и порядок их официального использования устанавливаются законом области.

Статья 5. Территория области

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территорию области распространяется суверенитет Российской Федерации.

2. Описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области.

3. Территория и границы области не могут быть изменены без учета мнения населения области.

Статья 6. Система органов государственной власти области

1. В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, систему органов государственной власти области составляют:

а) Саратовская областная Дума – законодательный (представительный) орган государственной власти области;

б) Правительство Саратовской области – высший исполнительный орган государственной власти области;

в) иные органы государственной власти области.

2. В области устанавливается должность высшего должностного лица области – Губернатор Саратовской области.

Статья 7. Предметы самостоятельного ведения области

К ведению области относятся:

а) принятие Устава (Основного Закона) Саратовской области и поправок к нему, других законов области, контроль за их исполнением;

б) административно-территориальное устройство области;

в) установление системы органов исполнительной власти области;

г) организация государственной гражданской службы области;

д) государственная собственность области и управление ею;

е) принятие государственных программ области и иных документов стратегического планирования области;

ж) областной бюджет;

з) областные награды и почетные звания;

и) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также не отнесенные к вопросам местного значения.

Статья 8. Передача полномочий

1. В соответствии с федеральным законом органы исполнительной власти области по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит настоящему Уставу (Основному Закону) Саратовской области, законам и иным нормативным правовым актам области.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области осуществляется законами области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Законами области органам местного самоуправления могут передаваться полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти области, если такое право предоставлено федеральным законом.

Статья 9. Межрегиональные, внешнеэкономические и международные связи

Область в лице органов государственной власти области устанавливает связи с иными субъектами Российской Федерации, а также в соответствии с федеральным законодательством участвует во внешнеэкономических и международных связях.

Глава II. Административно-территориальное устройство области

Статья 10. Административно-территориальное устройство области

1. Административно-территориальное устройство области как субъекта Российской Федерации устанавливается законом области.

2. В составе области находятся города: Аркадак, Аткарск, Балаково, Балашов, Вольск, Ершов, Калининск, Красный Кут, Красноармейск, Маркс, Новоузенск, Петровск, Пугачев, Ртищево, Саратов, Хвалынск, Шиханы, Энгельс;

районы: Александрово-Гайский, Аркадакский, Аткарский, Базарно-Карабулакский, Балаковский, Балашовский, Балтайский, Вольский, Воскресенский, Дергачевский, Духовницкий, Екатериновский, Ершовский, Ивантеевский, Калининский, Красноармейский, Краснокутский, Краснопартизанский, Лысогорский, Марксовский, Новобурасский, Новоузенский, Озинский, Перелюбский, Петровский, Питерский, Пугачевский, Ровенский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Саратовский, Советский, Татищевский, Турковский, Федоровский, Хвалынский, Энгельсский.

3. Перечень административно-территориальных единиц сводится в реестр административно-территориального деления области, положение о котором утверждается областной Думой.

4. Административным центром области является город Саратов.

Статья 11. Полномочия области по административно-территориальному устройству

1. Область самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство, статус административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством.

2. Административно-территориальное устройство области осуществляется в границах существующего административно-территориального деления.

3. Изменения в административно-территориальном устройстве области осуществляются в порядке, установленном законом области.

4. Органы государственной власти области обеспечивают целостность исторически сложившихся административно-территориальных единиц с учетом социально-экономических интересов жителей соответствующих территорий как основы государственного устройства области и местного самоуправления.

Глава III. Статус человека и гражданина на территории области

Статья 12. Права человека и гражданина на территории области

1. Каждому человеку, проживающему или временно находящемуся на территории области, гарантируются права и свободы, а также охрана жизни, здоровья, чести, достоинства, его имущества, установленные Конституцией Российской Федерации, законами и международными правовыми нормами.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, могут иметь дополнительные права, которые устанавливаются законодательством области на основе федерального законодательства.

3. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном или ином порядке в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 13. Областной референдум

1. Областной референдум является формой прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, в целях принятия решений по наиболее важным вопросам областного значения.

2. Областной референдум проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

3. Принятое областным референдумом решение имеет высшую юридическую силу по отношению к любым нормативным правовым актам органов государственной власти области и может быть отменено или изменено только путем референдума, проводимого не ранее чем через два года после принятия решения, либо признано недействительным в судебном порядке.

Статья 14. Выборы депутатов и должностных лиц

1. В соответствии с законодательством в области избираются депутаты областной Думы, органы местного самоуправления и должностные лица.

2. Организацию выборов в области обеспечивают избирательная комиссия Саратовской области и другие избирательные комиссии, формируемые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

3. Избирательная комиссия Саратовской области, сформированная в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса, является государственным органом области. Ее статус и полномочия определяются законом области в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 15. Обсуждение населением вопросов жизнедеятельности области

1. Граждане могут в индивидуальном порядке или коллективно обращаться в органы государственной власти области с заявлениями, предложениями, жалобами в соответствии с законодательством.

2. Наиболее важные вопросы жизнедеятельности области выносятся по предложению областной Думы, Губернатора области на обсуждение населением области.

3. Областная Дума, Губернатор области и Правительство области обеспечивают гласность в своей работе и деятельности других государственных органов области, информируют население о своей работе.

4. Областная Дума и ее комитеты могут проводить публичные слушания по вопросам жизнедеятельности области с участием органов государственной власти и местного самоуправления, граждан, представителей трудовых коллективов и общественности.

Статья 16. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области

1. Уполномоченный по правам человека в Саратовской области осуществляет деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами области, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

2. Полномочия, порядок назначения и деятельности Уполномоченного по правам человека в Саратовской области определяются законом области.

Статья 161. Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области

1. Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области осуществляет деятельность по обеспечению защиты прав и свобод ребенка, их соблюдения и уважения государственными органами области, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

2. Полномочия, порядок назначения и деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области определяются законом области.

Глава IV. Экономическая основа области

Статья 17. Формы собственности в экономической системе области

1. Экономическую систему области составляют: государственная собственность (федеральная собственность, имеющаяся в области, и государственная собственность области), муниципальная, частная и иные формы собственности, закрепленные Конституцией Российской Федерации и защищаемые равным образом.

2. Экономическая система обеспечивает жизнедеятельность области и служит основой благосостояния, удовлетворения социально-культурных потребностей населения, способствует развитию экономики Российской Федерации.

Статья 18. Экономическая основа деятельности органов государственной власти области

Экономическую основу деятельности органов государственной власти области составляют находящиеся в собственности области имущество, средства областного бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов области, а также имущественные права области.

Статья 19. Объекты государственной собственности области

1. В соответствии с федеральным законом в государственной собственности области может находиться:

имущество, необходимое для осуществления полномочий области по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

имущество, необходимое для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления полномочий;

имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти области, государственных гражданских служащих области, работников областных государственных унитарных предприятий и работников областных государственных учреждений в соответствии с законами области;

имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

2. [утратила силу]

3. Объекты государственной собственности области учитываются в установленном порядке в реестре государственного имущества Саратовской области.

Статья 20. Управление и распоряжение объектами государственной собственности области

1. Управление и распоряжение объектами государственной собственности области осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. Перечень объектов государственной собственности ежегодно предоставляется в областную Думу.

Статья 21. Передача объектов государственной собственности области в муниципальную собственность

1. Объекты государственной собственности области могут быть переданы в муниципальную собственность по инициативе органов государственной власти области и органов местного самоуправления в порядке, установленном законом области, за исключением передачи имущества в процессе разграничения полномочий.

2. Передача объектов государственной собственности области в муниципальную собственность в процессе разграничения полномочий осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья 22. Использование земель и природных ресурсов

1. Порядок владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами регулируется федеральным законодательством и законодательством области.

2. Органы государственной власти области в пределах своей компетенции разрабатывают и реализуют государственные программы области в сфере использования и охраны земель; устанавливают порядок пользования участками недр местного значения; осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Статья 23. Область – участник международных и внешнеэкономических связей

1. Область является участником международных и внешнеэкономических связей, осуществляемых в интересах развития ее экономики и удовлетворения потребностей населения при соблюдении соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава (Основного Закона) Саратовской области и иных законов области.

2. Органы государственной власти области в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством области, осуществляют международные и внешнеэкономические связи в формах, установленных федеральными законами.

Статья 24. Содействие предпринимательской деятельности

1. Органы государственной власти области в целях удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей населения области, наполнения потребительского рынка области продовольственными и промышленными товарами содействуют предпринимательской деятельности, развитию производства товаров народного потребления, оказанию услуг населению области, созданию рабочих мест; решают в пределах своей компетенции вопросы организации розничных рынков на территории области.

2. В области защищаются права потребителей и поддерживается общественная деятельность по защите их интересов.

3. Органы государственной власти области содействуют развитию конкуренции на территории области.

Статья 241. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области

1. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области осуществляет свою деятельность по обеспечению гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Саратовской области, и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Саратовской области.

2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, его правовое положение, основные задачи и компетенция определяются законом области в соответствии с федеральным законом.

Статья 25. Стратегическое планирование на уровне области

1. Стратегическое планирование на уровне области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. Документы стратегического планирования области разрабатываются органами исполнительной власти области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Глава V. Бюджетно-финансовая основа области

Статья 26. Финансовые ресурсы области

1. Финансовые ресурсы области составляют средства областного и местных бюджетов, предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности области и муниципальной собственности, кредитные ресурсы.

2. Средства местных бюджетов относятся к собственности муниципальных образований и находятся в распоряжении органов местного самоуправления.

3. Органы государственной власти области в пределах своих полномочий регулируют и контролируют распределение и использование финансовых ресурсов.

Статья 27. Объединение финансовых ресурсов области с другими финансовыми ресурсами

Финансовые ресурсы области могут быть на договорной основе объединены с финансовыми ресурсами других субъектов Российской Федерации, российских и иностранных предприятий, учреждений, общественных объединений и граждан для финансирования совместных экономических, экологических, правоохранительных и социальных программ, включая межрегиональные.

Статья 28. Налоги и сборы на территории области

1. На территории области взимаются налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные федеральным законодательством, зачисляемые в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

2. Введение региональных налогов на территории области должно соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, устанавливаемым Российской Федерацией. Региональные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами области в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Налоговая политика области направлена на стимулирование производства, предпринимательской и инвестиционной деятельности, обеспечение сбалансированности областного и местных бюджетов.

Статья 29. [утратила силу]

Статья 30. Консолидированный бюджет области

Правительство области ежегодно составляет консолидированный бюджет области, представляющий собой свод областного бюджета и местных бюджетов.

Статья 31. Областной бюджет

1. Областной бюджет и отчет о его исполнении утверждаются законами области.

2. Доходы областного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных и безвозвратных перечислений в соответствии с законодательством.

3. Средства областного бюджета используются для финансирования:

а) государственных программ области;

б) деятельности и развития областных государственных учреждений;

в) деятельности органов государственной власти области;

г) иных расходов в соответствии с законодательством.

4. [утратила силу]

Статья 32. [утратила силу]

Глава VI. Социальная сфера области

Статья 33. Социальное обеспечение в области

В соответствии с законодательством в области гарантируются социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, по беременности и родам, пособия семьям, имеющим детей, по безработице.

Статья 34. Социальная политика в области

1. Деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления направлена на обеспечение достойных условий жизни и деятельности, экологически безопасной среды обитания, развития экономики, культуры, социальной сферы с учетом особенностей региона, традиций, быта, сфер занятости населения.

2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления способствуют укреплению семьи и выполнению ею воспитательных задач.

3. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления принимают меры к развитию культурных, духовных и иных традиций жителей области различных национальностей и вероисповеданий.

4. В области осуществляется молодежная политика, гарантирующая молодежи возможность реализовать свои права.

5. В области обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и общедоступного бесплатного образования в соответствии с федеральным законом.

Статья 35. Образование

1. Органы государственной власти области решают вопросы предоставления образования в соответствии с федеральным законом.

2. [утратила силу]

3. Органы местного самоуправления организуют и обеспечивают работу муниципальных образовательных организаций (за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти области).

Статья 36. Наука

1. На территории области расположены и ведут научные исследования научные учреждения Российской академии наук и других государственных отраслевых академий, научно-исследовательские, опытно-технологические, проектные, изыскательские и другие научно-технические организации, общественные объединения научных работников.

2. Органы исполнительной власти области осуществляют материально-техническое и финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности областных государственных учреждений.

Статья 37. Культура и искусство

1. Органы государственной власти области обеспечивают осуществление государственной политики в сфере культуры, искусства и использования историко-культурного наследия.

2. Систему учреждений культуры и искусства области составляют:

а) театрально-зрелищные организации;

б) публичные библиотеки;

в) клубные учреждения;

г) музеи;

д) парки культуры и отдыха;

е) другие учреждения культуры и искусства, осуществляющие деятельность в сфере культуры.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают работу муниципальных учреждений культуры и искусства.

Статья 38. Физическая культура и спорт

1. В области создаются условия для занятий физической культурой и спортом, поддерживаются традиционные виды спорта, создаются условия для внедрения и развития новых видов.

2. В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти области осуществляют развитие физической культуры и спорта, включая международные спортивные связи.

Статья 39. Здравоохранение

1. В соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти области осуществляют:

а) защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

б) разработку, утверждение и реализацию государственных программ области по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

в) организацию оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти области;

г) уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

д) [утратил силу]

е) установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

ж) организацию оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством области для определенных категорий граждан;

з) организацию безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами в случаях, предусмотренных федеральными законами;

и) иные полномочия в сфере охраны здоровья граждан.

2. Органы местного самоуправления создают условия для оказания медицинской помощи населению и осуществляют иные полномочия в сфере охраны здоровья в соответствии с законодательством.

Статья 40. Социальная поддержка населения

1. Органы государственной власти области в пределах своих полномочий обеспечивают осуществление мер социальной поддержки и социального обслуживания населения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. Органы государственной власти области принимают нормативные правовые акты, определяющие размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, разрабатывают и реализуют государственные программы области в сфере социального развития.

3. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают меры социальной поддержки ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, пенсионеров, малоимущих и социально не защищенных жителей области.

Глава VII. Законодательная (представительная) власть области

Статья 41. Областная Дума – законодательный (представительный) орган государственной власти области

1. Областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

2. Областная Дума реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений и осуществления контроля за их исполнением.

3. Нормативные и иные правовые акты, принятые областной Думой в пределах ее компетенции и вступившие в силу, обязательны для исполнения органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, всеми находящимися на ее территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

4. Областная Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Статья 42. Выборы депутатов областной Думы

1. Областная Дума состоит из 36 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, из которых 18 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории области на основе единой нормы представительства, 18 депутатов – по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

Начиная с пятого созыва в областную Думу избираются 45 депутатов: 22 депутата избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории области на основе единой нормы представительства; 23 депутата избираются по областному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за областные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

2. Срок полномочий депутатов областной Думы одного созыва составляет пять лет.

3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами порядок проведения выборов в областную Думу устанавливается законом области.

Статья 43. Организация работы областной Думы. Структура областной Думы

1. Областная Дума собирается на первое заседание не позднее чем на 15-й день после избрания в составе не менее двух третей от установленного числа депутатов областной Думы.

Первое заседание областной Думы открывает старейший по возрасту депутат областной Думы нового созыва.

2. С момента начала работы областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются.

3. Порядок и формы деятельности областной Думы определяются Регламентом областной Думы.

4. Заседания областной Думы проводятся открыто, гласно и освещаются в средствах массовой информации. Областная Дума в соответствии с Регламентом областной Думы может принять решение о проведении закрытого заседания.

5. Областная Дума избирает из своего состава Председателя областной Думы, заместителей Председателя областной Думы, председателей комитетов областной Думы.

6. Количество заместителей Председателя областной Думы определяется постановлением областной Думы.

7. Заместитель Председателя областной Думы может быть одновременно председателем комитета областной Думы.

8. Областная Дума избирает из числа депутатов на срок своих полномочий комитеты и комиссии.

9. Областная Дума в порядке, установленном законодательством области, создает на срок своих полномочий Совет областной Думы.

10. Для обеспечения деятельности областной Думы создается аппарат областной Думы.

Статья 44. Полномочия областной Думы

1. В соответствии с федеральным законом областная Дума:

а) принимает Устав (Основной Закон) Саратовской области и поправки к нему;

б) осуществляет в пределах полномочий области законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

б1) заслушивает ежегодные отчеты Губернатора области о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой;

б2) заслушивает в соответствии с федеральным законодательством, отчет должностного лица территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области;

б3) заслушивает информацию о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Саратовской области;

б4) рассматривает в порядке, установленном Регламентом областной Думы, с участием представителей Общественной палаты Саратовской области и общественного совета (общественных советов) по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания публичный отчет, представленный Губернатором области в соответствии с частью 1статьи 57 настоящего Закона; по результатам рассмотрения данного отчета принимает решение, содержащее рекомендации Губернатору области по улучшению организации работы соответствующих организаций;

в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области.

2. Законом Саратовской области:

а) утверждаются областной бюджет и отчет о его исполнении;

б) [утратил силу]

б1) утверждается порядок осуществления стратегического планирования в области в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №  172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

в) устанавливаются региональные налоги, а также порядок их взимания;

г) устанавливается порядок предоставления льгот, в том числе налоговых, по платежам в областной бюджет;

д) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении;

е) устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

ж) утверждаются заключение и расторжение договоров Саратовской области;

з) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;

и) устанавливаются порядок проведения выборов депутатов областной Думы, порядок проведения выборов Губернатора области и порядок отзыва Губернатора области;

к) оформляется решение о наделении депутата областной Думы полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от областной Думы;

л) устанавливается система органов исполнительной власти области;

м) образуется Счетная палата Саратовской области;

н) устанавливается в соответствии с федеральным законодательством порядок охраны объектов природного и культурного наследия на территории области;

о) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области в пределах полномочий, определенных федеральным законом;

п) устанавливается административная ответственность в соответствии с законодательством;

р) устанавливается порядок учреждения почетных званий области и наград государственных органов области;

с) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области к ведению и полномочиям области.

3. Постановлением областной Думы:

а) [утратил силу]

б) принимается Регламент областной Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;

в) оформляется решение о согласовании назначения кандидатур на должность вице-губернатора области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области, прокурора области;

г) назначаются мировые судьи области;

д) назначается половина установленного численного состава членов избирательной комиссии Саратовской области;

е) назначается Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области;

ж) назначаются представители общественности в квалификационную коллегию судей Саратовской области;

з) оформляется решение об избрании представителей от областной Думы в квалификационную комиссию при адвокатской палате Саратовской области;

и) назначаются председатель, заместитель председателя, аудиторы Счетной палаты Саратовской области;

к) оформляется решение об избрании члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от областной Думы на срок полномочий областной Думы;

л) назначаются выборы депутатов областной Думы, выборы Губернатора области и голосование по отзыву Губернатора области;

м) назначается областной референдум в случаях, предусмотренных законом области;

н) оформляется решение о недоверии (доверии) Губернатору области, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти области, в назначении которых на должность областная Дума принимала участие в соответствии с Уставом (Основным Законом) Саратовской области;

о) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области к ведению областной Думы.

31. Областная Дума заслушивает ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о его деятельности, ежегодные доклады Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области о состоянии соблюдения прав и свобод ребенка в Саратовской области и ежегодные доклады Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области о результатах его деятельности.

4. В соответствии с федеральным законом областная Дума:

а) осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов области, исполнением областного бюджета, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью области;

б) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области.

Статья 45. Законодательная инициатива областной Думы

Областная Дума имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 46. Право областной Думы обращаться в суд

В соответствии с федеральным законодательством областная Дума вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации, другие суды Российской Федерации для разрешения споров, защиты прав и законных интересов области.

Статья 47. Досрочное прекращение полномочий областной Думы

Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях, установленных федеральным законом.

Статья 48. Статус депутата областной Думы

1. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 21 года. Гражданин, отвечающий этим требованиям, может избираться депутатом областной Думы неоднократно.

2. [утратила силу]

3. Статус и полномочия депутата областной Думы, а также гарантии депутатской деятельности регулируются федеральным законом, настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области.

Депутат областной Думы обязан соблюдать ограничения, установленные федеральным законом.

4. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом области.

Статья 49. Председатель областной Думы

1. Председатель областной Думы избирается на заседании областной Думы из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий областной Думы и исполняет свои обязанности на профессиональной постоянной основе до прекращения полномочий областной Думы.

2. Председатель областной Думы подотчетен областной Думе и может быть отозван путем тайного голосования на заседании областной Думы по инициативе одного или нескольких комитетов областной Думы.

3. Председатель областной Думы:

а) представляет областную Думу в отношениях с населением, трудовыми коллективами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями;

б) осуществляет руководство подготовкой заседаний областной Думы и вопросов, вносимых на рассмотрение областной Думы;

в) созывает и ведет заседания областной Думы, доводит до сведения депутатов и населения информацию о времени и месте их проведения, а также проект повестки дня; обеспечивает соблюдение Регламента областной Думы;

г) подписывает постановления, протоколы заседаний областной Думы, а также другие документы областной Думы;

д) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Статья 50. Счетная палата Саратовской области

1. Для осуществления контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов области областная Дума образует Счетную палату Саратовской области.

2. Счетная палата Саратовской области является органом областного государственного финансового контроля, действующим на основе принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Счетная палата Саратовской области подотчетна областной Думе.

3. В своей деятельности Счетная палата Саратовской области руководствуется федеральным законодательством и законодательством области.

Глава VIII. Исполнительная власть области

Статья 51. Система органов исполнительной власти области

Систему органов исполнительной власти области составляют:

а) возглавляемое Губернатором области Правительство области;

б) министерства, комитеты, управления и иные органы исполнительной власти области.

Статья 52. Губернатор области

1. Губернатор области является высшим должностным лицом области.

2. Статус Губернатора области устанавливается федеральным законом, настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законом области.

Губернатор области обязан соблюдать ограничения, установленные федеральным законом.

3. [утратила силу]

Статья 53. Выборы Губернатора области

1. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом области активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. В соответствии с федеральным законом Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший на день голосования возраста 30 лет.

3. Губернатор области избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

4. Выборы Губернатора области проводятся в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законом области.

Статья 54. Присяга Губернатора области

1. Губернатор области при вступлении в должность приносит присягу: «Вступая в должность Губернатора Саратовской области, клянусь верно служить народу, соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Саратовской области, законы Саратовской области.».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов областной Думы и членов Правительства области.

3. [утратила силу]

Статья 55. Полномочия Губернатора области

1. Губернатор области непосредственно или через органы исполнительной власти области решает вопросы социально-экономического развития области, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции по вопросам своей компетенции.

2. Губернатор области:

а) обеспечивает и защищает права и свободы граждан, законность и правопорядок;

б) обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов;

в) определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей области;

г) формирует Правительство области в соответствии с законодательством области и принимает решение об отставке Правительства области;

д) определяет структуру органов исполнительной власти области в соответствии с настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области;

д1) наделяет полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти области;

е) [утратил силу]

ж) назначает на должность по согласованию с областной Думой и освобождает от должности вице-губернатора области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министра финансов области; назначает на должность и освобождает от должности управляющего делами Правительства области, министров области и председателей комитетов области; применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к указанным должностным лицам;

з) назначает на должность и освобождает от должности в соответствии с законодательством руководителей других органов исполнительной власти области;

и) назначает на должность и освобождает от должности представителей Губернатора области в муниципальных образованиях области;

к) от имени области своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает в суде в рамках полномочий, установленных настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области; заключает и подписывает в установленном порядке от имени Саратовской области договоры и соглашения;

л) представляет или поручает представлять иным лицам интересы области в федеральных органах государственной власти;

м) обеспечивает координацию деятельности органов исполни-тельной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

н) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запросы в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;

о) представляет область на официальных мероприятиях, выполняет другие представительские функции;

п) оспаривает в суде противоречащие законодательству правовые акты областной Думы, органов местного самоуправления;

р) представляет к государственным наградам Российской Федерации, награждает наградами Губернатора области в соответствии с законодательством;

р1) осуществляет руководство гражданской обороной на территории области в соответствии с федеральным законодательством;

с) учреждает и формирует совещательные и консультативные органы при Губернаторе области;

т) принимает меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в пределах своей компетенции;

т1) осуществляет полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции;

у) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области.

3. В случаях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрожающих безопасности и здоровью жителей области, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения области, поддержанию правопорядка, Губернатор области принимает необходимые меры по предупреждению опасных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов.

4. По вопросам своей компетенции Губернатор области принимает постановления и издает распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории области.

5. Губернатор области имеет гербовую печать.

6. В случаях, когда Губернатор области временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет вице-губернатор области, в том числе по организации работы Правительства области, за исключением случая, предусмотренного федеральным законом.

Статья 56. Досрочное прекращение полномочий Губернатора области

1. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом области.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается областной Думой по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статья 57. Полномочия Губернатора области в областной Думе

1. [утратила силу]

11. Губернатор области ежегодно до 15 апреля представляет в областную Думу отчет о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой, и выступает с ним на очередном заседании областной Думы в апреле месяце. Срок выступления Губернатора области может быть изменен решением Совета областной Думы по согласованию с Губернатором области.

12. Губернатор области представляет в областную Думу сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Саратовской области, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Саратовской области.

Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Саратовской области, ежегодный отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Саратовской области представляются в областную Думу в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

13. Губернатор области ежегодно в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляет в областную Думу обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории области и учредителем которых является область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.

2. Губернатор области вправе:

а) участвовать в открытых и закрытых заседаниях областной Думы, заседаниях Совета областной Думы, комитетов и комиссий областной Думы с правом совещательного голоса;

б) предлагать вопросы в повестку дня заседания областной Думы;

в) вносить на рассмотрение областной Думы проекты законов области и иных правовых актов;

г) выступать с докладами или содокладами по вопросам повестки дня заседания областной Думы;

д) иметь постоянного представителя в областной Думе;

е) делегировать на заседания областной Думы представителей других органов исполнительной власти области;

ж) требовать созыва внеочередного заседания областной Думы, а также созывать вновь избранную областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области.

3. Законопроекты, внесенные в областную Думу Губернатором области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Статья 58. [утратила силу]

Статья 59. Правительство области

1. Правительство области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области.

2. Правительство области состоит из Губернатора области, по должности являющегося Председателем Правительства области, вице-губернатора области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, управляющего делами Правительства области, министров области.

3. Губернатор области руководит деятельностью Правительства области и несет персональную ответственность за результаты его работы.

4. Правительство области действует в пределах срока полномочий Губернатора области, продолжая исполнять свои обязанности до сформирования Правительства области нового состава.

5. Правительство области подконтрольно областной Думе по вопросам исполнения законов области.

6. Правительство области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

7. Правительство области принимает постановления и издает распоряжения.

Статья 60. Отрасли и сферы деятельности Правительства области

Правительство области в пределах своих полномочий в соответствии с федеральным законодательством осуществляет свою деятельность в следующих отраслях и сферах государственного управления:

а) охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности и общественного порядка, борьба с преступностью;

б) планирование, бюджет, финансы и учет;

в) управление государственной собственностью области, взаимодействие с предприятиями, учреждениями и организациями различных форм собственности;

г) регулирование использования земель и других природных ресурсов, организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами;

д) жилищное хозяйство и коммунальное обслуживание населения;

е) промышленность;

ж) сельское хозяйство;

з) энергетика;

и) строительство;

к) транспорт;

л) дорожное хозяйство;

м) связь и коммуникации;

н) торговля, общественное питание, бытовое и иные виды обслуживания населения;

о) здравоохранение, труд и социальное обеспечение населения;

п) образование;

р) культура и спорт;

с) предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий;

т) иных сферах, связанных с обеспечением жизнедеятельности области.

Статья 61. Полномочия Правительства области

В целях управления отраслями и сферами, указанными в статье 60 настоящего Устава (Основного Закона) Саратовской области, Правительство области в соответствии с федеральным законодательством:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает проект областного бюджета, обеспечивает исполнение областного бюджета, готовит отчет об исполнении указанного бюджета;

в) осуществляет в пределах своих полномочий деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития области;

в1) готовит ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Саратовской области, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Саратовской области для представления их Губернатором области в областную Думу;

г) формирует иные органы исполнительной власти области;

д) управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу (Основному Закону) Саратовской области, законам и иным нормативным правовым актам области, а также вправе обратиться в суд;

ж) разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику в области; участвует в проведении государственной политики ценообразования и оплаты труда;

з) осуществляет мероприятия по поддержке сельскохозяйственного производства;

и) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране его труда и здоровья, организует систему социальной поддержкинаселения и обеспечивает ее функционирование; в соответствии с федеральным законодательством осуществляет мероприятия по содействию занятости населения;

к) осуществляет мероприятия по развитию образования, охране семьи, материнства, отцовства и детства; организует осуществление деятельности по опеке и попечительству; разрабатывает и реализует меры по развитию культуры и науки; принимает меры по реализации государственной молодежной политики;

л) осуществляет мероприятия по развитию объектов жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта, связи; создает условия для развития торговли, бытового и других видов обслуживания населения; осуществляет мероприятия по защите прав потребителей; решает в пределах своей компетенции вопросы организации розничных рынков на территории области;

м) организует строительство объектов областного значения за счет средств областного бюджета; утверждает градостроительные нормативы и документацию;

н) разрабатывает и обеспечивает выполнение государственных программ области в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, участвует в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; утверждает порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории области и выделяет совместно с Российской Федерацией участки недр; участвует в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; создает и обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения; обеспечивает население достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории области;

о) содействует комплексному экономическому и социальному развитию муниципальных образований области;

п) осуществляет внешнеэкономические связи;

р) осуществляет мероприятия по защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

р1) организует проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с федеральным законодательством;

с) организует мобилизационную подготовку и мобилизацию, создает условия и принимает меры по защите и сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с федеральным законодательством;

т) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Статья 62. Заключение Губернатора области по проектам законов области

Проекты законов области о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другие проекты законов области, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областной Думой по представлению Губернатора области либо при наличии его заключения. Заключение представляется в областную Думу в течение 20 календарных дней со дня поступления Губернатору области соответствующего запроса.

Глава IX. Судебная власть в области

Статья 63. Судебная система

Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

Статья 64. Осуществление правосудия

1. Судебная власть в области осуществляется федеральными судами и мировыми судьями.

2. Компетенция, порядок организации и деятельности федеральных судов и мировых судей устанавливаются законодательством Российской Федерации, порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами области.

Глава X. Государственная гражданская служба области

Статья 65. Государственная гражданская служба области

1. В соответствии с федеральным законом государственная гражданская служба области – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы области по обеспечению исполнения полномочий государственных органов области и лиц, замещающих государственные должности области.

2. Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой области, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, настоящим Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законами и иными нормативными правовыми актами области, нормативными правовыми актами государственных органов.

Статья 66. Государственный гражданский служащий области

Государственным гражданским служащим области является гражданин Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Государственный гражданский служащий области осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы области в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств областного бюджета.

Глава XI. Правовые акты органов государственной власти области

Статья 67. Правовые акты органов государственной власти области

1. Правовые акты принимают областная Дума, Губернатор области, Правительство области и другие органы исполнительной власти области.

2. Законы области, принятые областной Думой, в течение семи дней направляются для обнародования Губернатору области.

3. Губернатор области обязан обнародовать Устав (Основной Закон) Саратовской области, законы области, удостоверив обнародование законов путем их подписания или издания специального акта, либо отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона.

4. Порядок обнародования Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области устанавливается законом области в соответствии с федеральным законом.

5. В случае отклонения закона области Губернатором области отклоненный закон области возвращается в областную Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

6. В случае отклонения Губернатором области закона области указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

7. Закон области, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Губернатором области и подлежит обнародованию в срок, установленный Уставом (Основным Законом) Саратовской области и законом области.

8. Постановления и распоряжения Губернатора области и Правительства области направляются в трехдневный срок со дня принятия в областную Думу. Областная Дума вправе обратиться к Губернатору области или в Правительство области с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в указанные акты либо об их отмене.

Статья 68. Право законодательной инициативы

Право законодательной инициативы в областной Думе принадлежит депутатам областной Думы, Губернатору области, Правительству области, представительным органам местного самоуправления, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителям от Саратовской областной Думы и исполнительного органа государственной власти области. Право законодательной инициативы принадлежит также Саратовскому областному суду, арбитражному суду Саратовской области, прокурору Саратовской области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, Уполномоченному по правам ребенка в Саратовской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Саратовской области, избирательной комиссии Саратовской области, Общественной палате Саратовской области, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, Торгово-промышленной палате Саратовской области по вопросам их ведения.

Статья 69. Порядок разрешения споров между областной Думой и Правительством области

Споры между областной Думой и Правительством области по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в месячный срок согласительными комиссиями, созданными указанными органами государственной власти области на паритетной основе, либо в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, либо в судебном порядке.

Глава XII. Обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности в области

Статья 70. Соблюдение и охрана порядка и безопасности

1. В области гарантируется обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности.

2. В соответствии с федеральным законодательством безопасность личности, общества и государства на территории области обеспечивают: федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, налоговой службы; государственная противопожарная служба, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 71. Адвокатура. Нотариат

1. Оказание юридической помощи, защита и представление интересов граждан и юридических лиц в судах и иных органах осуществляются адвокатами, а также иными лицами, обладающими правом оказания юридической помощи.

2. В соответствии с федеральным законом отдельные вопросы деятельности адвокатуры на территории области определяются законодательством области.

3. Нотариальные действия на территории области совершают в соответствии с федеральным законом нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В поселении, в котором отсутствует нотариус, нотариальные действия в соответствии с федеральным законодательством вправе совершать глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения.

4. Органы государственной власти области осуществляют материально-техническое и финансовое обеспечение государственных нотариальных контор, определяют количество должностей нотариусов в нотариальном округе, пределы нотариальных округов в границах территории области; оказывают содействие адвокатуре в объеме и формах, предусмотренных законодательством.

Глава XIII. Местное самоуправление в области

Статья 72. Право на местное самоуправление

1. В области гарантируется право на осуществление местного самоуправления, позволяющего населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

2. Население области осуществляет свое право на местное самоуправление непосредственно (выборы, референдум, собрания, сходы, конференции и другие формы прямого волеизъявления) и через образуемые им органы местного самоуправления.

Статья 73. Муниципальные образования

1. Местное самоуправление в области осуществляется в муниципальных образованиях.

2. Изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 74. Органы местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления формируются в порядке, установленном федеральными законами, законами области и уставами соответствующих муниципальных образований.

2. Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность гласно и под контролем населения.

Глава XIV. Заключительные положения

Статья 75. Принятие, изменение Устава (Основного Закона) Саратовской области, вступление его в силу

1. Устав (Основной Закон) Саратовской области и поправки к нему принимаются областной Думой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов областной Думы.

2. Устав (Основной Закон) Саратовской области вступает в силу после его официального опубликования.

3. Правовые акты области, действовавшие на ее территории до вступления в силу настоящего Устава (Основного Закона) Саратовской области, применяются в части, не противоречащей Уставу (Основному Закону) Саратовской области.

Губернатор Саратовской области П.Л.Ипатов

г.Саратов
2 июня 2005 г.
№ 46-ЗСО

(изменения внесены ЗСО № 132-ЗСО от 19.12.2005 г., ЗСО № 24-ЗСО от 29.03.2006 г., ЗСО № 63-ЗСО от 26.06.2006 г., ЗСО № 86-ЗСО от 28.07.2006 г., ЗСО № 131-ЗСО от 08.12.2006 г., ЗСО № 27-ЗСО от 30.03.2007 г., ЗСО № 254-ЗСО от 09.11.2007 г., ЗСО № 15-ЗСО от 07.02.2008 г., ЗСО № 80-ЗСО от 28.04.2008 г., ЗСО № 171-ЗСО от 02.07.2008 г., ЗСО № 206-ЗСО от 30.07.2008 г., ЗСО № 229-ЗСО от 25.09.2008 г., ЗСО № 303-ЗСО от 03.12.2008 г., ЗСО № 37-ЗСО от 04.05.2009 г., ЗСО № 96-ЗСО от 29.07.2009 г., ЗСО № 3-ЗСО от 28.01.2010 г., ЗСО № 21-ЗСО от 25.02.2010 г., ЗСО № 76-ЗСО от 01.06.2010 г., ЗСО № 77-ЗСО от 01.06.2010 г., ЗСО № 98-ЗСО от 29.06.2010 г., ЗСО № 130-ЗСО от 29.07.2010 г., ЗСО № 133-ЗСО от 29.07.2010 г., ЗСО № 163-ЗСО от 28.09.2010 г., ЗСО № 86-ЗСО от 03.08.2011 г., ЗСО № 97-ЗСО от 03.08.2011 г., ЗСО № 225-ЗСО от 28.12.2011 г., ЗСО № 55-ЗСО от 09.04.2012 г., ЗСО № 82-ЗСО от 31.05.2012 г., ЗСО № 115-ЗСО от 02.08.2012 г., ЗСО № 160-ЗСО от 13.11.2012 г., ЗСО № 19-ЗСО от 26.02.2013 г., ЗСО № 34-ЗСО от 25.03.2013 г., ЗСО № 172-ЗСО от 24.09.2013 г., ЗСО № 183-ЗСО от 29.10.2013 г., ЗСО № 194-ЗСО от 20.11.2013 г., ЗСО № 44-ЗСО от 25.04.2014 г., ЗСО № 162-ЗСО от 03.12.2014 г., ЗСО № 54-ЗСО от 28.04.2015 г., ЗСО № 105-ЗСО от 05.09.2016 г., ЗСО № 97-ЗСО от 28.11.2017 г., ЗСО № 2-ЗСО от 26.01.2018 г., ЗСО № 13-ЗСО от 28.02.2018 г., ЗСО № 24-ЗСО от 27.03.2018 г.)

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам