САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Поиск
Обновления

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

18.12.2017, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

19.12.2017, вторник, 10:00, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

20.12.2017, среда, 10:00, зал заседаний

Заседание Саратовской областной Думы

Доклад Саратовской областной Думы «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2016 году»

Одобрен постановлением Саратовской областной Думы от 22.03.2017 г.  № 62-2278

ВВЕДЕНИЕ

Доклад «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2016 году» представляется в рамках ежегодного подведения итогов нормотворческой деятельности законодательного собрания Саратовской области.

Работа Саратовской областной Думы регламентируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом (Основным Законом) Саратовской области, Законом Саратовской области «О Саратовской областной Думе» и перспективными планами законопроектных работ Саратовской областной Думы.

В течение 2016 года парламентариями решались задачи, поставленные руководством страны и в первую очередь Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, в том числе определенные указами от 7 мая 2012 года и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года. Традиционно особое внимание было уделено вопросам развития образования и здравоохранения, выполнению государством взятых на себя социальных обязательств. На деятельность депутатов оказали влияние различные факторы: сложные дипломатические отношения со странами Евросоюза и НАТО (действие обоюдного санкционного режима с рядом государств), экономическая ситуация, сложившаяся в России в целом и в Саратовской области в частности.

Большая работа была проведена над законом о бюджете региона на 2017 год и на плановый период 2018–2019 годов. Определены его основные параметры. Бюджет, по обыкновению, социально ориентирован, порядка 78 процентов его расходов направлено на финансирование социальных обязательств. Закон реален в доходной части, прогнозируемый объем налоговых поступлений уменьшен более чем на 2 млрд. рублей по сравнению с проектом закона, поступившим в областную Думу. В то же время было принято решение о направлении дополнительного финансирования для обеспечения некоторых статей расходов.

В целях повышения качества и эффективности законотворческого процесса депутаты Саратовской областной Думы активно взаимодействуют с органами исполнительной власти области, правоохранительными структурами, Общественной палатой Саратовской области, Уполномоченным по правам человека в Саратовской области, Уполномоченным по правам ребенка в Саратовской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными организациями и научно-экспертным сообществом.

В 2016 году состоялось 34 заседания «круглых столов». В рамках «правительственного часа» четыре раза заслушивалась информация о работе правительственных структур. На этих мероприятиях обсуждались темы, имеющие большое общественное значение: поддержка молодежных и детских общественных объединений, организация добровольческого движения, сохранение нематериального культурного наследия в регионе, совершенствование законодательства об административных правонарушениях, проведение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, состояние и перспективы развития сферы здравоохранения, стратегия развития Саратовской области до 2030 года.

В целом в 2016 году было проведено 14 заседаний Саратовской областной Думы (в 2015 году – 13), 86 заседаний комитетов (в 2015 году – 89), 85 заседаний рабочих групп (в 2015 году – 125). Рассмотрено 190 проектов законов области (в 2015 году – 195), из которых 173 (в 2015 году – 188) принято в двух чтениях, в том числе 40 базовых (в 2015 году – 32). К рассмотрению и в первом чтении принято 18 законопроектов (в 2015 году – 6), отклонено 2 (в 2015 году – 2). Рассмотрено 36 (в 2015 году – 39) проектов федеральных законов, из которых поддержано 34 (в 2015 году – 36). Всего в 2016 году комитетами Саратовской областной Думы было внесено на заседания регионального парламента 329 проектов нормативных правовых актов.

Перечень законов Саратовской области, принятых в 2016 году, приведен в приложении 1 к данному докладу, сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2015 и 2016 годах – в приложении 2, сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2015 и 2016 годах по отраслевым направлениям – в приложении 3.

В 2017 году Саратовская областная Дума продолжает деятельность, направленную на совершенствование нормативно-правовой базы региона, реализацию задач, поставленных руководством страны. Региональный парламент по-прежнему ориентируется на требования, выдвинутые «майскими» указами Президента Российской Федерации, а также определенные ежегодным Посланием главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Анализ нормативно-правового обеспечения

социально-экономического развития Саратовской области

Глава 1. Вопросы социальной политики

Образование

В 2016 году продолжился мониторинг совместной деятельности органов законодательной и исполнительной власти по отрасли «Образование» в целях выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

В феврале 2016 года на заседании комитета по социальной политике был заслушан вопрос «О ходе реализации подпрограммы «Развитие профессионального образования» государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года».

Было отмечено, что подпрограмма в целом выполняется, по основным показателям достигнуты целевые ориентиры. Обсужденные на заседании комитета приоритеты развития системы профессионального образования в Саратовской области определили основные направления дальнейшей совместной практической работы в 2016 году.

По итогам года в сфере профессионального образования в регионе решены задачи, поставленные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

Выполняется Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в части повышения среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения. По итогам 2016 года этот показатель составил 22971 рубль, или 111 процентов к оценке показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц за 2016 год (2012 год – 18,1 тыс. рублей, 2013 год – 21,0 тыс. рублей, 2014 год – 21,6 тыс. рублей, 2015 год – 22, 2 тыс. рублей).

Для повышения престижности среднего профессионального образования реализуется конкурсная процедура определения профессиональным образовательным организациям контрольных цифр приема.

С 2016 года область вступила в мировое движение WorldSkillsInternational.

Осуществляется формирование новой образовательной сети, включающей в себя территориально-отраслевые кластеры (два – г.Энгельс, р.п.Базарный Карабулак), многофункциональные центры прикладных квалификаций (четыре – г.Саратов, Энгельс, Балаково), специализированные центры компетенций (пять – г.Саратов, Энгельс, Балаково).

Развивается тенденция прямых инвестиций в профессиональные образовательные организации таких заказчиков кадров, как: ООО «Нео Транс», ЗАО «Балаково-Центролит», ЗАО «Вагоностроительный завод», ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод», ООО ЭПО «СИГНАЛ», ЗАО «Тролза», ОАО «Холсим (Рус)», ОАО «Саратовский завод дизельной аппаратуры» и других предприятий.

Изменяется объем, обновляется структура подготовки кадров, закрываются ее неперспективные направления. Сокращается количество мест для приема, финансируемых за счет бюджета, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, не востребованным на рынке труда.

Активизирована деятельность служб трудоустройства молодежи, студенческих кадровых агентств при организациях профессионального образования. Ежегодно в сферу их деятельности включается несколько тысяч человек.

В сентябре 2016 года на заседании комитета по социальной политике был заслушан вопрос «Об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Саратовской области».

На начало текущего учебного года численность детей, обучающихся в общеобразовательных организациях области по адаптированным образовательным программам, составляла:

в организациях дошкольного образования – 5172 ребенка, в том числе 263 – из числа детей-инвалидов;

в общеобразовательных организациях – 1346 детей, в том числе 252 ребенка-инвалида.

В профессиональных образовательных организациях обучаются 740 детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них 385 человек обучаются по адаптированным программам.

Доля образовательных организаций, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, доведена на конец 2016 года до 18,5 процента.

Комплексное диагностическое обследование и определение специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на территории области обеспечивают центральная и территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.

С 2015 года на базе шести бывших детских домов Балаковского, Балашовского, Вольского, Красноармейского, Озинского, Хвалынского районов созданы Центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей.

В области сохранена сеть отдельных государственных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Функционирует 21 организация.

Созданы условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного образования, в 129 детских садах реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования. Кроме того, в трех школах-интернатах г.Саратова и г.Энгельса созданы отделения, реализующие программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушением речи, слуха и зрения.

Получило развитие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий. Расходы по предоставлению интернет-трафика осуществляются за счет средств областного бюджета. На начало 2016–2017 учебного года работало 36 центров дистанционного образования детей-инвалидов.

С 1 сентября 2016 года все общеобразовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, приступили к внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

С целью оказания профессиональной, кадровой и научно-методической поддержки на базе государственных образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, созданы Ресурсные центры инклюзивного образования. При их поддержке формируется система сетевого сотрудничества между различными образовательными организациями, работающими с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Создана базовая профессиональная образовательная организация, обеспечивающая поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов (ГАПОУ СО «Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания»).

Подготовка педагогических кадров для инклюзивной системы образования осуществляется на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования».

Все это позволяет сделать вывод, что на территории Саратовской области успешно проводятся мероприятия по созданию необходимой инфраструктуры для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение образования.

Вместе с тем необходимо интенсивнее работать в целях повышения архитектурной доступности зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и приобретения специализированного оборудования для образовательных учреждений.

В октябре 2016 года на заседании комитета по социальной политике обсуждался вопрос «Развитие системы дополнительного образования на территории Саратовской области».

В ходе рассмотрения вопроса было отмечено, что в Саратовской области сложилась развитая система дополнительного образования детей и молодежи, представленная организациями государственного и негосударственного секторов. Успешно реализуются различные модели организации дополнительного образования детей на базе организаций культуры, физической культуры и спорта, общеобразовательных школ в рамках внеурочной деятельности и организаций дополнительного образования детей. Выработана четкая система работы с одаренными детьми.

Расширяются спектр и доступность дополнительных образовательных программ для детей 5–18 лет. Они реализуются в 233 учреждениях дополнительного образования (в том числе в 87 учреждениях системы образования, 22 негосударственных организациях), а также в дошкольных и общеобразовательных организациях. Охват детей данной возрастной категории дополнительными образовательными программами составил 67,7 процента (в 2015 году – 66,2 процента).

Основными являются шесть направлений деятельности: художественная, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, техническая, естественно-научная, социально-педагогическая. В 50 организациях, семь из которых расположены в сельской местности, реализуются программы по всем шести основным направлениям.

80 процентов детей и молодежи от 14 до 23 лет в 2016 году приняли участие в гражданско-патриотических мероприятиях.

В настоящее время первоочередными задачами развития системы дополнительного образования являются:

повышение доступности программ дополнительного образования, в том числе для особых категорий детей;

приобретение детьми базовых умений и навыков в выбранном направлении;

расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования;

выявление и развитие молодых талантов;

развитие дополнительных образовательных программ с использованием сетевой и дистанционной форм обучения.

Существующая система позволяет выполнить стоящую задачу по увеличению к 2020 году доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70 процентов.

В 2016 году продолжилось совершенствование законодательной базы области по отрасли «Образование».

В целях установления сроков и размеров индексации (увеличения) окладов работников образовательных организаций, а также приведения в соответствие с законодательством области Законом Саратовской области от 1 февраля 2016 года № 8-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» были внесены изменения, уточняющие понятийный аппарат, в соответствующие региональные законы.

В связи с тем что Законом Саратовской области 24 декабря 2015 года № 181-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» внесены изменения в части отнесения полномочия по определению органа исполнительной власти области, уполномоченного на утверждение областных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности областных государственных образовательных организаций, к полномочиям Правительства Саратовской области, Законом Саратовской области от 1 февраля 2016 года № 10-ЗСО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Саратовской области» были признаны утратившими силу Закон Саратовской области от 24 декабря 2008 года № 352-ЗСО «О порядке определения и об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности и содержания обучающихся (воспитанников) в областных государственных образовательных учреждениях интернатного типа и о порядке определения объема нормативных затрат на финансовое обеспечение образовательной деятельности областных государственных общеобразовательных учреждений» и законодательные акты, вносящие в него изменения.

Для установления единого подхода к предоставлению мер социальной поддержки в виде льготного проезда на общественном транспорте был принят Закон Саратовской области от 28 января 2016 года № 1-ЗСО «О внесении изменений в статью 15 Закона «Об образовании в Саратовской области». Указанным Законом установлено количество поездок, равное 50, по единому социальному проездному билету для обучающихся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций.

Законом Саратовской области от 1 августа 2016 года № 91-ЗСО «О внесении изменений в Закон «Об образовании в Саратовской области» терминология нормативного правового акта приведена в соответствие с федеральным законодательством, также определен размер ежемесячных денежных выплат лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до получения ими среднего общего образования, но не более чем до достижения 19 лет.

В статью 15 Закона «Об образовании в Саратовской области» в связи с изменениями в федеральном законодательстве внесены изменения и Законом Саратовской области от 3 октября 2016 года № 118-ЗСО «О внесении изменений в Закон «Об образовании в Саратовской области»: в список льготных категорий внесены лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель. Кроме того, внесены изменения, предусматривающие наличие Порядка обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, который должен определяться Правительством области.

В соответствии с требованиями федерального законодательства был принят Закон Саратовской области от 28 марта 2016 года № 37-ЗСО «Об установлении размера компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования», определивший размер компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие программу дошкольного образования. В Саратовской области выплата компенсации родителям (законным представителям) согласно этому Закону осуществляется в следующих размерах:

на первого ребенка – в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории области, определяемого органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в сфере образования;

на второго ребенка – в размере 50 процентов размера такой платы;

на третьего ребенка и последующих детей – в размере 70 процентов размера такой платы.

Выплата компенсации осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

Под постоянным вниманием депутатского корпуса находятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с необходимостью уточнения финансового обеспечения в части расходов на оплату труда Законом Саратовской области от 3 октября 2016 года № 117-ЗСО «О внесении изменения в Закон Саратовской области «Об определении объема субвенций из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций и о порядке определения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций» период применения корректировки объема нормативных затрат для расчета объема субвенций бюджетам муниципальных образований области на величину поправочных коэффициентов продлен по 31 декабря 2018 года.

Опека и попечительство

На особом контроле у депутатов Саратовской областной Думы находятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В регионе реализуется приоритет семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 90 процентов детей-сирот находятся на воспитании в семьях граждан. Региональный банк данных министерства образования области сократился в течение 2016 года на 23 процента и содержит сведения о 817 детях, оставшихся без попечения родителей. За 2016 год в семьи граждан передано 1110 человек, что в 1,5 раза больше выявленных за этот период детей, создано 57 новых приемных семей.

За 2016 год 95 процентов выпускников 2015–2016 учебного года из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (116 чел.), продолжили обучение в профессиональных образовательных организациях.

Помимо федеральных единовременных пособий (по 15,5 тыс. рублей) при всех формах устройства детей в семью выплачиваются региональные единовременные пособия (по 9,5 тыс. рублей) при усыновлении детей жителями Саратовской области. Обеспечены ежемесячные денежные выплаты замещающим семьям.

В 2016 году принят Закон Саратовской области от 1 августа 2016 года № 92-ЗСО «О внесении изменения в статью 1 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области», которым органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по перечислению денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.

Здравоохранение

Особое внимание депутатами Саратовской областной Думы уделялось здравоохранению региона как одной из самых социально значимых отраслей.

В 2016 году основной вектор развития отрасли регионального здравоохранения был направлен на повышение доступности и качества медицинской помощи населению в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2016 год и государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года».

В течение года депутаты постоянно обращались к вопросам, связанным с демографической ситуацией в регионе.

Программно-целевой подход к решению демографических проблем позволил за 2012–2016 годы на 21,1 процента сократить естественную убыль населения (с 3,8‰ до 3,0‰), на 2,8 процента повысить рождаемость (с 10,7‰ в 2011 году до 11,0‰ в 2016 году), на 3,4 процента снизить общую смертность населения (с 14,5‰ в 2011 году до 14,0‰ в 2016 году). Среди лиц трудоспособного возраста смертность сократилась почти на 22 процента (по данному показателю область занимает 3-е рейтинговое место в Приволжском федеральном округе и 20-е в Российской Федерации).

С 2012 года младенческая смертность в Саратовской области, как и в целом по России, регистрируется по новым стандартам. Уровень младенческой смертности за последние пять лет снизился в регионе на 8,6 процента и составил в 2016 году 6,4 случаев на 1000 родившихся живыми (в 2012 году – 7,0 процента).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в области в 2016 году, по предварительным данным Росстата, составила 71,7 года, в том числе мужчин – 66,2 года, женщин – 77,0 лет.

Главным целевым ориентиром саратовского здравоохранения является обеспечение равной доступности и повышение качества медицинской помощи, оказываемой населению области. С 2012 года в сфере здравоохранения происходили существенные структурные и качественные преобразования, направленные на достижение поставленной цели.

В соответствии с «дорожной картой» и Планом структурных преобразований сети проведена централизация специализированных служб (кардиологической, онкологической, профилактической). Получили развитие профилактическое направление в амбулаторном звене, медицинская реабилитация, неотложная и паллиативная помощь, стационарозамещающие технологии, пересмотрена маршрутизация пациентов в межрайонные и областные специализированные центры.

На сегодняшний день сеть медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения области, включает в себя 160 учреждений, в том числе 90 больничных с круглосуточным коечным фондом и 40 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений. В больничных медицинских организациях развернуто 18054 круглосуточные койки, а с учетом федеральных клиник – 20186 коек.

Доступность бесплатной медицинской помощи жителям области обеспечивается в рамках территориальной программы государственных гарантий и государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года». Ежегодно в рамках территориальной программы госгарантий предусмотрена оплата более 500 тыс. случаев лечения в стационарных условиях, более 20 млн. посещений поликлиник, 800 тыс. случаев оказания скорой медицинской помощи.

С каждым годом количество медицинских учреждений и организаций различных форм собственности, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, возрастает: их доля в 2016 году достигла 16,2 процента (в 2012 году – 4,2 процента, в 2013 году – 4,6 процента, в 2014 году – 5,8 процента, в 2015 году – 9,7 процента).

Большое значение для депутатов имело решение вопросов организации медицинской помощи сельскому населению.

Оказание медицинской помощи жителям муниципальных районов в настоящее время осуществляется силами 37 районных больниц, в структуре которых функционируют 822 ФАПа, 13 участковых больниц, 79 врачебных амбулаторий, 90 отделений врача общей практики (сельского врача). В малочисленных и отдаленных сельских населенных пунктах организовано 162 домовых хозяйства.

Доступность медицинской помощи сельскому населению обеспечивается в том числе с помощью выездных форм работы силами мобильных врачебных бригад, использования телемедицинских консультаций.

За последние пять лет построено 15 ФАПов. Обеспеченность ФАПами на 1000 населения составляет 1,33 (по Приволжскому федеральному округу – 1,31).

В области имеются возможности использования санитарной авиации для доставки пациентов из отделенных районов в областной центр с помощью воздушного транспорта (вертолет МИ-2 и самолет АН-2). За период 2014–2015 годов осуществлено 24 вылета, в 2016 году – 16 вылетов.

В 2016 году в рамках партийного проекта значительно обновлен автопарк службы скорой медицинской помощи. В общей сложности Саратовская область получила 183 автомобиля скорой помощи. Проведенные мероприятия позволили повысить оперативность службы и обеспечить 20-минутную транспортную доступность.

По инициативе Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володина на территории области реализовано два социальных проекта: строительство здания станции скорой медицинской помощи в г.Вольске и капитальный ремонт Краснокутской районной больницы.

В рамках государственно-частного партнерства осуществляется открытие диализных центров, что расширяет возможности терапии больных хронической почечной недостаточностью. В 2016 году введен в эксплуатацию Диализный центр в г.Балаково.

Развитие службы охраны здоровья матери и ребенка – одно из приоритетных направлений регионального здравоохранения.

С целью повышения доступности и качества медицинской помощи детям с 1 июня 2016 года введен в эксплуатацию новый корпус ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница» на 100 коек. Созданы комфортные условия для пребывания пациентов и работы медперсонала, расширен спектр возможностей для оказания детям высокотехнологичной медицинской помощи.

В области реализуются программные мероприятия по привлечению и закреплению кадров.

За пять лет в подведомственных министерству здравоохранения области медицинских организациях увеличилась укомплектованность врачами по физическим лицам – с 56,9 процента до 58,1 процента, средними медицинскими работниками – с 72,2 процента до 75,3 процента. Обеспеченность квалифицированными кадрами в первичном звене повысилась: по врачам – на 9,5 процента, по средним медработникам – на 16 процентов.

Снизился коэффициент совместительства с 1,6 до 1,3 у врачей и с 1,4 до 1,1 – у средних медработников.

Регион активно принимает участие в проекте «Сельский доктор». С 2012 года по 2016 год в рамках реализации проекта министерством здравоохранения области заключено 253 договора на предоставление единовременной денежной выплаты в размере 1,0 млн. рублей с врачами, трудоустроенными в рабочие поселки и сельские населенные пункты 29 муниципальных районов. Наблюдается положительная динамика: число врачей, работающих в медицинских организациях, расположенных в сельской местности, увеличилось более чем на пять процентов.

В 2016 году депутатами Саратовской областной Думы продолжена работа по законодательному регулированию сферы здравоохранения региона.

Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим финансирование территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2016 год, является Закон Саратовской области от 9 декабря 2015 года № 171-ЗСО «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2016 год» (принят Саратовской областной Думой 2 декабря 2015 года).

Депутатами регулярно принимались законодательные меры по увеличению объемов финансирования здравоохранения области. В течение года на заседаниях Думы трижды рассматривался вопрос о внесении изменений в Закон Саратовской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2016 год» (Законы Саратовской области от 27 апреля 2016 года № 56-ЗСО, от 1 августа 2016 года № 93-ЗСО, от 27 декабря 2016 года № 168-ЗСО).

Утвержденные окончательные показатели бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (да- лее – Фонд) на 2016 год составили:

общий объем доходов бюджета Фонда – 22086860,3 тыс. рублей (увеличение по сравнению с первоначальными значениями на 1043424,1 тыс. рублей);

общий объем расходов бюджета Фонда – 22087171,3 тыс. рублей (увеличение на 1043735,1 тыс. рублей);

объем дефицита бюджета Фонда – 311 тыс. рублей.

Все поступившие дополнительные средства были направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования в Саратовской области, что в конечном итоге способствовало повышению качества и доступности медицинской помощи.

На 57-м заседании областной Думы 23 ноября 2016 года Закон Саратовской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» принят к рассмотрению, а на 58-м заседании, 7 декабря 2016 года, он принят в двух чтениях.

Бюджет Фонда на все три года сбалансирован по доходам и расходам и составляет:

на 2017 год – в сумме 23255130,7 тыс. рублей;

на 2018 год – в сумме 25854727,3 тыс. рублей;

на 2019 год – в сумме 27194381,5 тыс. рублей.

В сравнении с показателями 2016 года доходы и расходы Фонда в 2017 году были увеличены на 2005697,5 тыс. рублей. При этом основная доля расходов бюджета (99,5 процента) направлена на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории нашего региона.

Закон Саратовской области «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области за 2015 год» был принят в двух чтения 29 июня 2016 года на 51-м заседании Саратовской областной Думы.

Отчет об исполнении бюджета Фонда за 2015 год утвержден со следующими основными показателями:

общий объем доходов в сумме 21929654,2 тыс. рублей;

общий объем расходов в сумме 21918915,5 тыс. рублей;

объем дефицита в сумме 3548,7 тыс. рублей.

18 октября 2016 года состоялись депутатские слушания на тему «О состоянии и перспективах развития здравоохранения Саратовской области».

Участники депутатских слушаний, обсудив информацию о состоянии и перспективах развития здравоохранения Саратовской области, рекомендовали:

Саратовской областной Думе:

комитету по социальной политике осуществлять постоянный контроль за исполнением регионального законодательства в сфере здравоохранения;

рассмотреть в первом полугодии 2017 года на заседании комитета по социальной политике вопрос «О реализации Закона Саратовской области от 6 июня 2013 года №  98-ЗСО «О создании органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Саратовской области условий для оказания медицинской помощи населению»;

Правительству Саратовской области:

обеспечить реализацию государственных программ, направленных на улучшение демографической ситуации в Саратовской области, снижение смертности населения, повышение доступности и качества медицинской помощи;

способствовать систематическому проведению информационных кампаний через средства массовой информации, наружную рекламу, печатную продукцию по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, формированию у жителей региона ценностных ориентиров на ведение здорового образа жизни;

способствовать вовлечению в мероприятия по профилактике заболеваний социально ориентированных организаций и объединений граждан, в том числе в области защиты прав человека, защиты интересов детей, подростков, молодежи, пожилых граждан, людей с ограниченными возможностями, религиозных организаций, профессиональных союзов, а также представителей средств массовой информации и социально ответственного бизнеса;

министерству здравоохранения Саратовской области совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области:

обеспечить неукоснительное соблюдение прав граждан при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи с учетом приоритетов развития здравоохранения;

обеспечить реализацию мероприятий подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года». До конца 2016 года трудоустроить 50 врачей в медицинские организации области, расположенные в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, в рамках проекта «Сельский доктор»;

министерству здравоохранения Саратовской области совместно с ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет име-ни В.И.Разумовского» (по согласованию), государственными образовательными организациями среднего профессионального образования, руководителями медицинских организаций области:

обеспечить проведение мероприятий по профессиональной ориентации выпускников школ, студентов, рабочей молодежи;

обеспечить проведение профессиональной и последипломной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации медицинских работников медицинских организаций области;

министерству здравоохранения Саратовской области:

принять меры по повышению доступности и качества оказания скорой медицинской помощи, в том числе по укомплектованию станций скорой медицинской помощи средним медицинским персоналом;

вести постоянный мониторинг создания новых рабочих мест и высвобождения сотрудников в связи с ликвидацией (реорганизацией) организации либо сокращением численности или штата работников в сфере здравоохранения;

обеспечить организацию работ на 2017 год по дальнейшему сопровождению, совершенствованию и развитию информационных систем регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения в соответствии с потребностями подведомственных медицинских организаций;

органам местного самоуправления Саратовской области:

обеспечить принятие нормативных правовых актов по предоставлению жилья медицинским работникам, установлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, расположенных на территориях муниципальных образований области;

провести анализ исполнения Закона Саратовской области от 1 февраля 2016 года № 5-ЗСО «О реализации на территориях муниципальных образований Саратовской области мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни».

В период 2015–2016 годов к депутатам Саратовской областной Думы многократно обращались жители области как в письменном виде, так и в ходе встреч в избирательных округах по вопросу установления в регионе третьей часовой зоны МСК+1, (московское время плюс 1 час, UTC+4). Обращения поступали и от представительных органов муниципальных образований, общественных палат (советов) муниципальных образований региона. Обращения по данному вопросу поступали также в другие органы государственной власти региона и Общественную палату Саратовской области.

На заседании Саратовской областной Думы 24 мая 2016 года была рассмотрена и одобрена законодательная инициатива по внесению изменений в Федеральный закон от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени» в части отнесения Саратовской области к 3-й часовой зоне (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4).

При обсуждении инициативы депутатами областной Думы высказано мнение, что ее реализация окажет в целом положительное влияние на социальную и экономическую ситуацию в Саратовской области, позволит исключить имеющееся несоответствие системы суточного счета времени естественным биологическим ритмам и природным процессам, что благоприятно скажется на здоровье граждан, обеспечит физиологически здоровый режим труда и отдыха, повысит работоспособность и производительность труда.

26 мая 2016 года Саратовская областная Дума в порядке законодательной инициативы внесла в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона № 1083558-6  внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» в части отнесения Саратовской области к 3-й часовой зоне (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4).

Законопроект был поддержан Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по охране здоровья и Правительством Российской Федерации.

Проект федерального закона был рассмотрен и одобрен обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации, и 22 ноября 2016 года Федеральный закон № 395-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» подписан Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

Организация деятельности комиссий по делам

несовершеннолетних и защите их прав

В 2014 году в Саратовской области (одной из первых) был принят региональный базовый закон №  89-ЗСО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Был законодательно закреплен положительный опыт 15-летней практической деятельности комиссий в нашем регионе, и с учетом требований федерального законодательства узаконена сложившаяся в области система комиссий, сохранен ее кадровый потенциал.

В 2016 году продолжалось совершенствование регионального законодательства, регулирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории области.

Так, на 49-м заседании Думы 20 апреля 2016 года в целях приведения законодательства области в соответствие с федеральным законодательством в Закон Саратовской области от 5 августа 2014 года №  89-ЗСО внесены изменения в части установления сроков рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав материалов прекращенного уголовного дела или материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности.

Депутатами Саратовской областной Думы также предпринимаются меры по совершенствованию федерального законодательства в данной сфере. В частности, в апреле 2015 года на заседании Думы было принято решение внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Было предложено внести изменения, предусматривающие возможность создания органами местного самоуправления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в случае передачи им соответствующих государственных полномочий.

Разработанный проект федерального закона был рассмотрен и одобрен обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации, 26 апреля 2016 года Федеральный закон №  113-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» подписан Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей

На заседании комитета по социальной политике 18 мая 2016 года рассмотрен вопрос «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2016 году».

На проведение летней оздоровительной кампании в консолидированном бюджете области в 2016 году были предусмотрены средства в размере 669289,9 тыс. рублей, что составило 102,2 процента к уровню 2014 года.

В 1080 оздоровительных учреждениях организован отдых и оздоровление 72692 детей, из них более 15 тыс. детей – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В ходе обсуждения данного вопроса акцентировалось внимание на координации деятельности заинтересованных министерств и ведомств по обеспечению летней оздоровительной кампании, представители Роспотребнадзора и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области указывали на необходимость обеспечения безопасности пребывания детей в организациях отдыха и оздоровления.

Социальная поддержка семьи, защита материнства и детства,

социальная защита населения

В 2016 году депутаты Саратовской областной Думы продолжили работу по законодательному решению вопросов социальной защиты и социального обслуживания населения, социальной поддержки семей, имеющих детей, материнства, отцовства и детства, а также вопросов в сфере труда и занятости населения.

Для совершенствования законодательства области в январе принят Закон Саратовской области от 28 января 2016 года № 2-ЗСО «О внесении изменения в статью 6 Закона Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области». Данный Закон принят в связи с введением с 1 января 2016 года социальных проездных билетов. Установление размера и порядка осуществления расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам отнесено к полномочиям Правительства области. На основании разъяснений, данных Министерством финансов Российской Федерации, внесены изменения в части замены понятия «возмещение выпадающих доходов» понятием «меры социальной поддержки» в статье 6 Закона Саратовской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области».

В феврале был принят Закон Саратовской области от 24 февраля 2016 года № 20-ЗСО «О внесении изменений в статью 5 Закона Саратовской области «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области», разработанный в целях более эффективного использования средств регионального материнского капитала для улучшения жилищных условий семей с детьми. Данным Законом области расширены направления использования регионального материнского капитала и предоставлено право гражданам использовать средства материнского капитала на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации.

В марте принят Закон Саратовской области от 28 марта 2016 года № 27-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области». Закон разработан в целях приведения законодательства области в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утратил силу (за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий).

Указанным Законом был внесен ряд изменений, а именно:

в статью 2 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года № 67-ЗСО «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области» в части замены понятия «трудовая пенсия» понятием «страховая пенсия» в соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве;

в преамбулу Закона Саратовской области от 9 ноября 2007 года № 241-ЗСО «О ветеранах труда Саратовской области» в части уточнения целей и задач данного законодательного акта;

в статью 2 Закона Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» в части условий предоставления мер социальной поддержки по возрастному цензу;

в статью 21 Закона Саратовской области от 23 апреля 2012 года № 63-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области» в части замены понятия «трудовая пенсия» понятием «страховая пенсия».

В мае принят Закон Саратовской области от 30 мая 2016 года № 66-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте до трех лет гражданам, проживающим на территории Саратовской области, при рождении третьего и последующих детей», которым внесены изменения, конкретизирующие права граждан на ежемесячную денежную выплату на родных и усыновленных детей. Закон разработан также в целях приведения законодательства области в соответствие с федеральным законодательством и устранения ряда неточностей, допускающих неоднозначность толкования норм закона, в частности:

уточнено, на каких детей ежемесячная денежная выплата не назначается и не выплачивается;

уточнены основания для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты и основания для прекращения выплаты;

уточнен перечень документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, осуществления указанной выплаты по новому месту жительства (пребывания) получателя на территории области;

указано в соответствии с требованиями части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления го-сударственных и муниципальных услуг», какие из документов, необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты, представляются заявителем, а какие запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

уточнены перечень обстоятельств, о наступлении которых получатель ежемесячной денежной выплаты обязан известить орган социальной защиты населения, и сроки такого извещения;

уточнен срок принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Закон Саратовской области от 1 августа 2016 года № 103-ЗСО «О внесении изменений в статью 2 Закона Саратовской области «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Саратовской области» подготовлен во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости». Законом изменяются условия присвоения звания «Ветеран труда» на территории Саратовской области, а именно:

расширяется перечень наград, принимаемых во внимание при присвоении звания «Ветеран труда»;

устанавливается необходимый трудовой стаж (15 лет) в отрасли экономики для награждения ведомственным знаком отличия и, как следствие, присвоения звания «Ветеран труда»;

конкретизируется стаж работы, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда».

В октябре принят Закон Саратовской области от 3 октября 2016 года № 115-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области». Им внесены изменения в Закон Саратовской области от 26 декабря 2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» в части исключения категории «Ветеран государственной службы». С 1 июля 2016 года данная категория была исключена из Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В октябре принят Закон Саратовской области от 3 октября 2016 года № 116-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области», разработанный в целях приведения Закона Саратовкой области от 23 декабря 2004 года № 77-ЗСО «О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Саратовской области» в соответствие с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (при этом сохранена ежемесячная периодичность выплаты пособия на ребенка). Законом увеличена частота подтверждения получателями пособия права на его дальнейшее получение с одного раза в три года до одного раза в год.

В октябре 2016 года принят Закон Саратовской области № 134-ЗСО «О величине прожиточного минимума пенсионера на 2017 год в целом по Саратовской области для установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», которым установлена величина прожиточного минимума пенсионера в размере 7700 рублей. Предлагаемый размер определен исходя из оценки величины прожиточного минимума пенсионера в среднем за 2016 год в сумме 7314 рублей и прогнозируемого министерством экономического развития и инвестиционной политики области на 2017 год целевого варианта роста потребительских цен: на продукты питания – 105,7 процента, на непродовольственные товары – 105 процентов, на услуги – 105,6 процента. Предлагаемая величина прожиточного минимума пенсионера на 2017 год выше действующего прожиточного минимума пенсионера в 2016 году (7232 рубля) на 468 рублей, или на 6,5 процента.

В ноябре принят Закон Саратовской области от 1 ноября 2016 года № 136-ЗСО «О внесении изменений в статьи 1 и 4 Закона Саратовской области «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел в районах боевых действий». Закон разработан в целях приведения законодательства области в соответствие с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в части установления статуса ветерана боевых действий для граждан, направляющихся для выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики, и распространения на них соответствующих мер социальной поддержки.

В декабре принят Закон Саратовской области от 27 декабря 2016 года № 166-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области», которым внесены изменения в Закон Саратовской области от 28 декабря 2011 года №  212-ЗСО «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области». Для повышения эффективности использования средств регионального капитала на улучшение жилищных условий предусмотрена возможность использования его на приобретение жилья по договору купли-продажи при условии одновременного использования на эти же цели средств материнского (семейного) капитала, установленного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №  256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Кроме того, Законом уточняются: возможность использования средств регионального капитала на оплату общежития в период обучения и оплату содержания, присмотра и ухода за детьми в образовательных дошкольных организациях, если такие организации находятся на территории Российской Федерации; порядок определения размера назначаемого регионального капитала; основания для отказа в назначении регионального капитала; категории детей, которые не учитываются при определении права на региональный капитал.

В июле 2016 года на заседании комитета по социальной политике состоялось обсуждение информации министерства занятости, труда и миграции Саратовской области «О ходе реализации государственной программы Саратовской области «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года».

Государственная программа Саратовской области «Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года» состоит из семи подпрограмм.

В 1-м полугодии 2016 года в рамках реализации подпрограммы 1 «Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»:

трудоустроено 32,3 тыс. человек (1-е полугодие 2015 года – 29 тыс. человек);

организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 2097 безработных граждан (76,3 процента от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 1686 человек), 343 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (74,9 процента от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 257 человек); 115 пенсионеров по старости, стремящихся возобновить трудовую деятельность (143,8 процента от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 88 человек);

оказаны услуги по содействию самозанятости 1404 безработным гражданам (70 процентов от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 1313 человек);

временно трудоустроено 4873 несовершеннолетних гражданина в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (57 процентов от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 5386 человек);

3843 безработных гражданина стали участниками оплачиваемых общественных работ (71 процент от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 3690 человек);

45 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые (45 процентов от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 47 человек), и 306 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (68 процентов от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 го-да – 296 человек), трудоустроены в рамках мероприятия по организации временной занятости с оказанием материальной поддержки в период участия;

организовано 177 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (1-е полугодие 2015 года – 172 ярмарки);

организована профессиональная ориентация 26 тыс. граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (79,1 процента от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 22,6 тыс. человек);

психологическую поддержку получили 3 тыс. безработных граждан (88,5 процента от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 – 2,6 тыс. человек);

мероприятиями по социальной адаптации на рынке труда охвачено 2,9 тыс. безработных граждан (83,5 процента от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 2,4 тыс. человек).

В целях интеграции в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

оказано содействие в трудоустройстве 19 многодетным родителям и родителям, воспитывающим детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) рабочие места с возмещением затрат работодателям (76 процентов от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 11 человек);

оказано содействие в трудоустройстве 21 гражданину, освобожденному из мест лишения свободы (84 процента от годового программного показателя, 1-е полугодие 2015 года – 17 человек).

Мероприятия подпрограммы 2 «Совершенствование социально-трудовых отношений» с 2015 года реализовываются в рамках подпрограм- мы 6 «Совершенствование социального партнерства».

В рамках реализации подпрограммы 3 «Регулирование трудовой миграции» финансовую поддержку в виде компенсации расходов, связанных с переездом (переселением), получили 27 безработных граждан (49 процентов от годового программного показателя).

В рамках реализации подпрограммы 4 «Оказание содействия добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в Саратовскую область прибыли 1920 человек (979 участников и 941 член семьи). Из прибывших 1398 человек – в трудоспособном возрасте.

На подпрограмму 5 «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области» распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 года № 1336-р на 2016 год распределена субсидия из федерального бюджета в размере 20 млн. рублей (70 процентов от общего объема средств). Средства областного бюджета на реализацию подпрограммы составили 8,6 млн. рублей (30 процентов).

В 2016 году в ней приняли участие семь предприятий области:

АО «Вольский механический завод»;

ЗАО «Хайдельбергцемент Волга»;

ООО «Центр маркетинга» Вольская швейная фабрика «Элис»;

ООО «Полимерзапчасть»;

АО «Балаково-Центролит»;

открытое акционерное общество «Трансмаш»;

АО «1470 управление материально-технического обеспечения» ОП 86 Механический завод».

Опережающее профессиональное обучение планировалось организовать для 215 работников, находящихся под риском увольнения, временную занятость – для 184 работников, а также возмещены расходы работодателям на частичную оплату труда 50 выпускников профессиональных образовательных организаций.

В рамках подпрограммы 6 «Совершенствование социального партнерства» заключено 186 соглашений и 5427 коллективных договоров, подписано Соглашение о минимальной заработной плате в области в размере 7900 рублей с 1 июня 2016 года.

Работодателям оказаны 1054 государственные услуги по уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров.

Проведено два заседания областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Подведены итоги областного конкурса «Коллективный договор – основа защиты социально-трудовых прав граждан», а также регионального этапа всероссийского конкурса «Лучший по профессии» в номинации «Лучший токарь».

В результате реализации мероприятий по развитию социального партнерства удалось добиться досрочного выполнения целевых показателей подпрограммы: уровень охвата работников по полному кругу предприятий коллективно-договорными отношениями составил 75 процентов (целевой программный показатель на 2016 год – 74 процента), удельный вес территориальных трехсторонних соглашений, включающих положение по сохранению заработной платы во внебюджетном секторе экономики на уровне не ниже предыдущего года, составил 48 процентов (целевой программный показа-тель – 40 процентов).

В рамках реализации подпрограммы 7 «Улучшение условий и охраны труда» проведена Неделя безопасности труда, приуроченная ко Всемирному дню охраны труда – 28 апреля. В рамках Недели прошли семинары, совещания, викторины, посвященные вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда (всего около 2 тыс. мероприятий с участием порядка 100 тыс. человек). Награждены победители конкурса «Лучший специалист по охране труда Саратовской области», областной олимпиады по охране труда среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, конкурса среди обучающихся старших классов общеобразовательных школ на лучшее сочинение на тему «Что такое культура труда?». Проведена выставка современных средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечивающих более высокую степень защиты работников от опасных и вредных производственных факторов, а также нормативной, справочной литературы, знаков безопасности, средств пропаганды охраны труда.

Министерством занятости, труда и миграции области разработан и направлен в заинтересованные организации аналитический доклад о состоянии условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях Саратовской области в 2015 году.

По данным проведенного мониторинга производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в 1-м полугодии 2016 года в области произошло девять смертельных и девять тяжелых случаев, в результате которых погибли девять человек и девять человек получили тяжелые травмы (за аналогичный период 2015 года в области погибли восемь человек и 21 человек получил тяжелые травмы), зарегистрированы профессиональные заболевания у восьми человек.

Клиникой профессиональных заболеваний ФБУН Саратовский НИИСГ Ропотребнадзора осуществлен выборочный контроль качества проведения медицинскими организациями предварительных и периодических медицинских осмотров и реализации профилактических и оздоровительных рекомендаций в следующих медицинских организациях: ГУЗ «Городская поликлиника № 17», ГУЗ «Саратовская городская клиническая больница № 1 име- ни Ю.Я.Гордеева», районных Ровенской, Степновской, Ртищевской, Хвалынской больницах.

Для совершенствования управления охраной труда в области разработан «План совместных действий органов исполнительной власти области, органов надзора и контроля, органов местного самоуправления области, объединений работодателей и профсоюзов Саратовской области в сфере охраны труда на 2016 год», который был утвержден распоряжением Правительства области от 11 апреля 2016 года № 52-Пр.

Глава 2. Вопросы государственного строительства и местного самоуправления

Государственное управление

В целях повышения эффективности работы органов исполнительной власти области по оптимизации расходов и увеличению доходов областного бюджета, стабилизации экономической ситуации и улучшения инвестиционного климата на территории области в состав Правительства области введена должность первого заместителя Председателя Правительства области, а также предусмотрены полномочие Губернатора области по назначению на должность по согласованию с областной Думой и освобождению от должности первого заместителя Председателя Правительства области и полномочие областной Думы по принятию решения о согласовании назначения кандидатуры на указанную должность. Соответствующие изменения внесены в августе 2016 года в Устав (Основной Закон) Саратовской области.

В связи с этим потребовалось также внести изменения в Законы Саратовской области «О Губернаторе Саратовской области», «О Правительстве Саратовской области», «О Саратовской областной Думе», «О государственных должностях Саратовской области», «О денежном вознаграждении Губернатора Саратовской области и лиц, замещающих государственные должности Саратовской области», «О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Саратовской области».

С введением должности первого заместителя Председателя Правительства области связаны также изменения, внесенные постановлением Саратовской областной Думы от 28 сентября 2016 года № 55-2076 в Регламент Саратовской областной Думы. Указанными изменениями предусмотрен порядок согласования областной Думой кандидатуры на должность первого заместителя Председателя Правительства Саратовской области, аналогичный существующему порядку согласования кандидатур на должности вице-губернатора области, заместителей Председателя Правительства области.

В 2016 году в законодательство области вносились также изменения, направленные на уточнение полномочий органов государственной власти области. Они обусловлены преимущественно изменениями федерального законодательства.

Так, Законом Саратовской области от 28 марта 2016 года № 32-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О защите населения и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточнены полномочия Правительства области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. К полномочиям Правительства области отнесена подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Данные изменения обусловлены принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 года № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций». Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 года № 1418 к его полномочиям отнесено установление порядка организации и обеспечение осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон Саратовской области от 3 октября 2016 года № 112-ЗСО «О профилактике правонарушений в Саратовской области» подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», который установил общие правила функционирования системы профилактики правонарушений, основные принципы, направления и виды профилактики правонарушений, а также формы профилактического воздействия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений.

Указанным Законом области определены полномочия областной Думы и Правительства области в указанной сфере, установлены меры профилактики правонарушений, урегулированы вопросы создания координационного органа области, а также информационного обеспечения профилактики правонарушений. Ранее действующий Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 года № 154-ЗСО «О профилактике правонарушений в Саратовской области» признан утратившим силу.

Законом Саратовской области от 3 октября 2016 года № 110-ЗСО внесены изменения в Закон Саратовской области «О Правительстве Саратовской области» в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством. Уточнены полномочия Правительства области в отдельных сферах, а также установлены новые полномочия, в том числе полномочие по определению порядка реализации органами исполнительной власти области, местными администрациями муниципальных образований области и их должностными лицами обязанностей по содействию войскам национальной гвардии в выполнении возложенных на них задач.

В 2016 году Саратовской областной Думой принимались решения о согласовании назначения кандидатур на отдельные должности, в том числе должность прокурора области, должности вице-губернатора области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителя Председателя Правительства области.

Постановлением Саратовской областной Думы от 23 ноября 2016 года № 57-2158 «О внесении изменений в Регламент Саратовской областной Думы» в соответствии с Законом Саратовской области «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Саратовской области» Регламент Саратовской областной Думы дополнен положениями, предусматривающими порядок назначения областной Думой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, порядок заслушивания доклада о результатах деятельности Уполномоченного на заседании областной Думы.

Закреплено также право Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области присутствовать на любом открытом или закрытом заседании областной Думы, участвовать в депутатских слушаниях.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом (Основным Законом) Саратовской области, Законом Саратовской области «О Саратовской областной Думе» в 2016 году Саратовской областной Думой была продолжена практика заслушивания на своих заседаниях ежегодных отчетов должностных лиц о результатах проведенной работы.

На февральском заседании Саратовской областной Думы выступил Уполномоченный по правам человека в Саратовской области с докладом о своей деятельности в 2015 году.

Отчет о деятельности Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области в 2015 году заслушивался на заседании Саратовской областной Думы 23 марта 2016 года.

20 апреля 2016 года на заседании Саратовской областной Думы заслушивался отчет Губернатора Саратовской области о результатах деятельности Правительства Саратовской области за 2015 год.

Противодействие коррупции

В начале 2016 года на заседании Совета по противодействию коррупции Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «сложившееся за последние годы антикоррупционное законодательство и практика его применения отвечают мировым стандартам. Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые помогают выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости – изолировать от общества коррупционеров».

Среди приоритетных направлений в 2016 году Президентом Российской Федерации В.В.Путиным обозначено повышение эффективности правоприменения в антикоррупционной сфере.

В то же время констатирована необходимость решения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.

На реализацию указанных задач направлен Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года №  650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

С учетом положений вышеназванного Указа Президента Российской Федерации принято постановление Саратовской областной Думы от 23 марта 2016 года №  48-1904 «О внесении изменений в приложение к постановлению Саратовской областной Думы от 20 октября 2010 года №  37-1790 «О Положении о комиссии Саратовской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», которым дополнены основания проведения заседания комиссии Саратовской областной Думы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Основанием проведения заседания будет являться поступление в кадровую службу областной Думы либо работнику кадровой службы областной Думы, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном постановлением областной Думы:

заявления государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

заявления государственного служащего о невозможности выполнить требования Федерального закона от 7 мая 2013 года №  79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

уведомления государственного служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Этим же постановлением установлены: порядок и сроки рассмотрения комиссией указанных заявления, уведомления; случаи проведения заседания комиссии в отсутствие государственного служащего; перечень решений комиссии, которые она может принять по результатам рассмотрения указанных заявления, уведомления; уточнен срок направления копии протокола заседания комиссии Председателю областной Думы, государственному служащему, иным заинтересованным лицам.

В целях реализации требований Федерального закона от 30 декабря 2015 года №  446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 21 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Саратовской области от 28 марта 2016 года №  26-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» внесены изменения в Законы Саратовской области «О Губернаторе Саратовской области», «О статусе депутата Саратовской областной Думы», «О государственных должностях Саратовской области».

Указанными изменениями предусмотрено, что установленные в названных законодательных актах области социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) не предоставляются лицам, замещавшим государственные должности Саратовской области, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», и иными виновными действиями (бездействием).

По инициативе прокурора Саратовской области в апреле 2016 года внесены изменения в Закон Саратовской области от 29 декабря 2006 года № 155-ЗСО «О противодействии коррупции в Саратовской области», касающиеся порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов области.

Внесенными изменениями предусмотрена обязанность органов государственной власти области, иных государственных органов области, их должностных лиц в течение трех рабочих дней со дня подписания направлять принятые ими нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, а не в прокуратуру Саратовской области.

Указанные изменения обусловлены сложившимся разграничением полномочий между прокуратурой Саратовской области и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в части надзора за законностью нормативных правовых актов и направлены на исключение дублирования надзорных функций.

Законом Саратовской области от 3 октября 2016 года №  113-ЗСО внесены изменения в Закон Саратовской области от 28 марта 2012 года №  50-ЗСО «О комиссии Саратовской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Саратовской областной Думы, порядке размещения указанных и иных предусмотренных законодательством сведений на официальном сайте Саратовской областной Думы, а также порядке предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами» в части, касающейся порядка проведения заседаний комиссии.

Принятым Законом области предусмотрено, что заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного числа членов комиссии (ранее требовалось не менее двух третей). Кроме того, внесены уточнения, согласно которым Председателю областной Думы направляется копия протокола заседания в течение пяти рабочих дней со дня заседания комиссии, а депутату областной Думы, в отношении которого проводилась проверка, – выписка из протокола заседания.

В целях проведения ротации состава комиссии из числа депутатов областной Думы принято постановление от 26 октября 2016 года №  56-2115 «О внесении изменений в приложение Саратовской областной Думы от 19 декабря 2012 года №  4-161 «Об образовании комиссии Саратовской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Саратовской областной Думы, и о признании утратившими силу некоторых постановлений Саратовской областной Думы».

В 2016 году вносились также изменения в План мероприятий по противодействию коррупции в Саратовской областной Думе на 2016–2017 годы во исполнение пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы», направленные на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года вновь была акцентирована тема борьбы с коррупцией. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, «…борьба с коррупцией… требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества».

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится внесенный Президентом Российской Федерации проект федерального закона № 56083-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», предусматривающий ряд существенных поправок в федеральное законодательство.

Законопроектом вносятся изменения в Федеральные законы от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы.

Указанный проект федерального закона возлагает на субъекты Российской Федерации полномочия по принятию ряда законодательных актов, определяющих в том числе:

порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, которая проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанную должность.

После принятия указанных изменений в 2017 году потребуется провести соответствующую работу по корректировке регионального законодательства в сфере противодействия коррупции.

Законодательство о государственной гражданской

и о муниципальной службе

В 2016 году принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства области о государственной гражданской службе Саратовской области и о муниципальной службе.

Постановление Саратовской областной Думы от 17 февраля 2016 года № 47-1871 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Саратовской области в аппарате Саратовской областной Думы, почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций» принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 октября 2015 года № 506 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций», которым рекомендовано государственным органам субъектов Российской Федерации утвердить порядок принятия таких званий и наград в отношении государственных гражданских служащих.

Разработанный порядок государственными гражданскими служащими аппарата областной Думы почетных и специальных званий (кроме научных), наград иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений, в том числе религиозных, и других организаций с разрешения Председателя областной Думы.

Гражданскому служащему, получившему соответствующее звание или награду, необходимо представить Председателю областной Думы через кадровую службу ходатайство принять звание или награду. В случае отказа от указанных звания или награды гражданский служащий должен представить ходатайство уведомление в их получении. Учет всех документов по данному вопросу возложен на кадровую службу областной Думы.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 395-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 9 и 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В целях реализации указанного положения принят Закон Саратовской области от 27 апреля 2016 года №  52-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области».

Указанным Законом Саратовской области установлено, что стаж муниципальной службы определяется комиссией по установлению стажа муниципальной службы, исчисляется в календарном порядке, периоды службы, включенные в стаж муниципальной службы, суммируются независимо от продолжительности перерывов в службе. Кроме того, определен перечень документов, необходимых для исчисления стажа муниципальной службы.

Закон Саратовской области от 1 августа 2016 года № 90-ЗСО «О внесении изменений в статью 5 Закона Саратовской области «О государственной гражданской службе Саратовской области» принят в целях приведения Закона области в соответствие с Федеральным законом от 2 июня 2016 года №  176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе», которым из полномочий субъекта Российской Федерации исключено право по установлению порядка и условий предоставления дополнительного отпуска гражданским служащим за ненормированный служебный день.

На основании указанного Федерального закона гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день, будет предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью три календарных дня.

Законом Саратовской области от 3 октября 2016 года № 114-ЗСО «О внесении изменения в приложение 2 к Закону Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» внесены изменения в соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области в целях обеспечения соблюдения единства основных квалификационных требований к указанным должностям.

26 октября 2016 года принято постановление Саратовской областной Думы № 56-2116 «О признании утратившим силу постановления Саратовской областной Думы от 24 июня 2009 года № 22-1051 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппарата Саратовской областной Думы».

Его разработка и принятие обусловлены изменениями, внесенными в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно этим изменениям квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Ранее Федеральный закон содержал положение, обязывающее государственный орган принимать соответствующий нормативный акт по указанным вопросам. Соответственно, постановлением предлагается признать утратившим силу постановление областной Думы об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственными гражданскими служащими аппарата областной Думы.

Закон Саратовской области от 28 ноября 2016 года № 155-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» также принят в связи с изменением федерального законодательства.

Указанным Законом признаются утратившими силу отдельные положения Закона Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», устанавливающие типовые квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими. Данные поправки обусловлены тем, что из Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» исключены нормы об установлении