САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Поиск
Обновления

13.10.2017, пятница, 14:52

График и итоги заседаний Думы

09.10.2017, понедельник, 16:56

Повестка дня заседания Думы

22.09.2017, пятница, 14:59

График личного приема граждан

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.10.2017, четверг, 15:00, парламентский центр

Заседание президиума Молодежного парламента

Комитет по спорту, туризму и делам молодежи

20.10.2017, пятница, 09:00

Работа над законопроектами

20.10.2017, пятница, 14:30

Экскурсия по зданию областной Думы для учащихся МОУ «СОШ № 33» г.Энгельс

Комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике

Доклад Саратовской областной Думы «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2015 году»

Одобрен постановлением Саратовской областной Думы от 23.03.2016 г. № 48-1905

ВВЕДЕНИЕ

Доклад «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2015 году» представляется в рамках ежегодного подведения итогов нормотворческой деятельности регионального парламента Саратовской области.

Работа Саратовской областной Думы регламентируется Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом (Основным Законом) Саратовской области, Законом Саратовской области «О Саратовской областной Думе» и перспективными планами законопроектных работ Саратовской областной Думы.

В 2015 году законотворческая деятельность парламентариев была, как и прежде, направлена на решение проблем социально-экономического развития области, совершенствование законодательства, обеспечивающего правовое регулирование проводимых в стране и области реформ, повышение уровня жизни населения региона. Приоритетным направлением в работе Саратовской областной Думы остается реализация задач, обозначенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также поставленных главой государства в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Особенностью 2015 года как для страны, так и для Саратовской области стала сложная экономическая и внешнеполитическая обстановка, что потребовало от депутатов регионального парламента внесения соответствующих директив в законотворческую деятельность. В целях повышения ее качества и эффективности депутаты особое внимание уделяли взаимодействию с органами исполнительной власти региона, представительными органами местного самоуправления, общественными организациями, научными и экспертными учреждениями, бизнес-сообществом.

В течение всего года продолжалась работа над региональным бюджетом на 2016 год, три четверти расходов которого направлены на обеспечение социальных обязательств. Совершенствовалось законодательство, регламентирующее функционирование социальной сферы. Был успешно продолжен проект модернизации дошкольного образования, реализован комплекс мер по повышению заработной платы педагогических работников образовательных организаций области. Под постоянным контролем парламентариев находились вопросы, связанные с социальной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все изменения в федеральном законодательстве, регулирующем эту сферу, своевременно отражались в региональной нормативной правовой базе.

В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и в ознаменование заслуг советских воинов был принят Закон Саратовской области «Об использовании копий Знамени Победы в Саратовской области». Данный нормативный правовой акт устанавливает обязательный порядок использования копий Знамени Победы при проведении органами государственной власти области торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы и другим памятным датам, связанным с событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

Настоящий доклад отражает результаты деятельности профильных комитетов Саратовской областной Думы и обобщает итоги законотворческой деятельности депутатского корпуса за 2015 год.

Так, в прошлом году состоялось 13 заседаний «круглых столов». Проведено пять депутатских слушаний. В рамках «правительственного часа» заслушано две информации о работе правительственных структур. На этих мероприятиях обсуждались темы, имеющие большое общественное значение: состояние пассажирских перевозок в регионе, проведение Года дорог, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, молодежная и семейная политика, развитие малого и среднего предпринимательства и многое другое.

В целом в 2015 году было проведено 13 заседаний Саратовской областной Думы (в 2014 году – 13), 89 заседаний комитетов (в 2014 году – 90), 125 заседаний рабочих групп (в 2014 году – 152). Рассмотрено 197 проектов законов области (в 2014 году – 203), из которых 188 (в 2014 году – 191) принято в двух чтениях, в том числе 32 базовых (в 2014 году – 27). К рассмотрению и в первом чтении принято 6 законопроектов (в 2014 году – 9), отклонено 2 (в 2014 году – 2). Рассмотрено 39 (в 2014 году – 105) проектов федеральных законов, из которых поддержано 36 (в 2014 году – 87). Всего в 2015 году комитетами Саратовской областной Думы был внесен на заседания Саратовской областной Думы 361 проект нормативных правовых актов.

Перечень Законов Саратовской области, принятых в 2015 году, приведен в приложении 1 к данному докладу, сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2014 и 2015 годах – в приложении 2, сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2014 и 2015 годах по отраслевым направлениям – в приложении 3.

В 2016 году Саратовская областная Дума продолжает деятельность, направленную на совершенствование нормативно-правовой базы области, реализацию директив, данных руководством страны. Региональный парламент по-прежнему ориентируется на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Анализ нормативно-правового обеспечения социально-экономического развития Саратовской области

Глава 1. Вопросы социальной политики

Образование

В 2015 году продолжилось совершенствование законодательной базы области по вопросам «Образование» в целях выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

В марте 2015 года на заседании комитета Саратовской областной Думы по социальной политике был заслушан вопрос «О ходе реализации государственной программы Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года». Было отмечено, что программа в целом выполняется, по основным показателям достигнуты целевые ориентиры. Обсужденные на комитете приоритеты системы образования в Саратовской области получили дальнейшее развитие в совместной практической работе законодательных и исполнительных органов государственной власти области в 2015 году.

По итогам 2015 года в сфере образования в регионе решены задачи, поставленные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, государственной программой Саратовской области «Развитие образования в Саратовской области до 2020 года», в том числе по реализации федеральных проектов.

За последние пять лет удельный вес обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам возрос в 5,7 раза и составил 77,1 процента. В области нет общеобразовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии. Решена проблема безлицензионной деятельности образовательных организаций области. Отсутствуют общеобразовательные организации, ведущие занятия в три смены.

Создана региональная структура для инклюзивного образования детей-инвалидов. В результате участия общеобразовательных организаций области в государственной программе «Доступная среда» (в 2014–2015 годах выделено 163,3 млн. рублей за счет средств федерального и областного бюджетов) сформирована сеть из 88 школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования. Функционируют 36 центров дистанционного образования детей-инвалидов, доля детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, не имеющих противопоказаний к работе на компьютере, – 100 процентов (191 ребенок, 104,5 процента к уровню 2014 года).

В сельских школах создаются современные условия для занятий физической культурой и спортом. В 2014–2015 годах в федеральный проект по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом включена 61 сельская школа, в том числе в 58 школах проведены ремонтные работы в спортзалах, в двух школах обустроены открытые спортивные площадки, в одной школе свободные помещения перепрофилированы под спортивный зал (в 2014–2015 годах – 74,3 млн. рублей за счет средств федерального и областного бюджетов). Удельный вес сельских общеобразовательных организаций, имеющих физкультурные залы, возрос до 96 процентов.

В 2015 году программами дополнительного образования было охвачено 66,5 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Число школьников, охваченных различными формами внеурочной занятости, в 2015/2016 учебном году возросло на 6 процентов (до 287,3 тыс. человек) к уровню 2014/2015 учебного года. При этом количество занимающихся в двух и более объединениях возросло на 8,4 процента (до 99,5 тыс. человек).

Область успешно продолжила участие в реализации проекта модернизации дошкольного образования. Были предприняты действенные меры по решению проблемы его доступности, в том числе для всех детей в возрасте от 3 до 7 лет, стоящих в актуальной очередности.

Реализация проекта модернизации региональных систем дошкольного образования (в 2013–2015 годах – 3415,8 млн. рублей за счет средств федерального и областного бюджетов) позволила в период с 2012 года по 2015 год ввести 215 объектов дошкольного образования почти на 16 тыс. дополнительных мест; создать 3670 новых рабочих мест, в том числе 2019 рабочих мест для педагогов. По количеству созданных дополнительных дошкольных мест период с 2012 года по 2015 год в 4 раза превышает период с 2008 года по 2011 год (3887 мест).

В 2015 году осуществлены работы по вводу 32 объектов дошкольного образования на 3548 дополнительных дошкольных мест.

В результате охват дошкольным образованием детей в возрасте от 0 до 7 лет составляет 95,5 процента, за последние пять лет он увеличился на 39,3 процента. В регионе обеспечена доступность дошкольных образовательных услуг для всех детей в возрасте от 3 до 7 лет.

С 1 сентября 2015 года на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования перешли 100 процентов организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования (в 2014 году – 35 процентов организаций, где введение данного федерального государственного образовательного стандарта осуществлялось в пилотном режиме).

В системе профессионального образования реализуются программный комплекс прогнозного моделирования потребностей экономики Саратовской области в квалифицированных кадрах, конкурсная процедура установления контрольных цифр приема профессиональным образовательным организациям области, действует региональный кадровый портал, формируется региональная независимая система оценки качества профессионального образования, включая сертификацию выпускников. Первый производственно-образовательный кластер действует в г.Энгельсе.

В соответствии со Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года осуществляется укрупнение профессиональных образовательных организаций области. В 2013–2015 годах оптимизированы 23 профессиональные образовательные организации (2013 год – 11; 2014 год – восемь, 2015 – четыре).

Изменяется объем, обновляется структура и закрываются неперспективные направления подготовки кадров. Прекращен прием на обучение за счет бюджета по не востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.

В 2015 году в ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум» создан базовый центр содействия трудоустройству выпускников.

Активизирована деятельность служб по трудоустройству молодежи, студенческих кадровых агентств при организациях профессионального образования. В 2015 году всеми направлениями деятельности агентств охвачено более 6 тыс. человек.

Решением правления Торгово-промышленной палаты области создан Координационный центр (протокол от 23 октября 2015 года № 3). Центр станет площадкой для совместных действий профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования по выстраиванию четкого, понятного, конструктивного взаимодействия с бизнесом в части подготовки квалифицированных кадров.

С 2014 года при поддержке федерального бюджета создается сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций (МЦПК). Эта работа проводится в рамках федерального проекта по внедрению программ модернизации систем профессионального образования (за 2014–2015 годы – 70,3 млн. рублей за счет средств федерального и областного бюджетов). По итогам 2015 года число МЦПК возросло до четырех.

Основные показатели развития системы профессионального образования:

за 2012–2015 годы доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, возросла с 25 до 37 процентов;

доля образовательных организаций среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, возросла с 12 до 17,5 процента;

удельный вес выпускников очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), возрос с 44 до 48,9 процента.

За 2012–2015 годы средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей возросла в 2,3 раза, общего образования – в 1,4 раза, дошкольного образования – в 1,5 раза, профессиональных образовательных организаций – в 1,2 раза.

Для обеспечения выполнения задачи по повышению заработной платы педагогических работников 28 октября 2015 года Саратовской областной Думой был принят Закон Саратовской области «О внесении изменения в Закон Саратовской области «Об определении объема субвенций из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и о порядке определения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений».

В центре постоянного внимания депутатского корпуса находятся вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для осуществления деятельности по обеспечению контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями. Данная норма закреплена в Законе Саратовской области от 26 июня 2015 года № 78-ЗСО «О внесении изменения в статью 1 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Саратовской области».

Законом Саратовской области от 5 августа 2015 года № 88-ЗСО «О внесении изменений в статью 1 Закона Саратовской области «О социальной поддержке мо