САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Поиск
Обновления

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

18.12.2017, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

19.12.2017, вторник, 10:00, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

20.12.2017, среда, 10:00, зал заседаний

Заседание Саратовской областной Думы

Доклад Саратовской областной Думы «Мониторинг законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2014 году»

Одобрен постановлением Саратовской областной Думы от 25.03.2015 № 35-1481

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность Саратовской областной Думы регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Уставом (Основным Законом) Саратовской области, Законом Саратовской области «О Саратовской областной Думе», а также Регламентом Саратовской областной Думы.

В течение 2014 года перед парламентариями стояли задачи, определенные руководством страны и в первую очередь Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. По-прежнему актуальными были задачи, обозначенные в указах главы государства, принятых 7 мая 2012 года. В связи с этим в качестве приоритетных направлений деятельности областного законодательного собрания оставались вопросы нормативно-правового регулирования модернизации образования и здравоохранения, предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, увеличения размера заработной платы работников бюджетной сферы, обеспечения населения доступным и комфортным жильем, а также развития аграрной отрасли и сельских территорий.

В то же время произошли знаковые положительные события: государство оказало сельскохозяйственному сектору и ряду промышленных предприятий дополнительную поддержку, заметно вырос спрос на продукцию местных сельхозтоваропроизводителей, что продиктовало необходимость принятия соответствующих законодательных мер.

На деятельность Саратовской областной Думы повлияла непростая экономическая обстановка, сложившаяся в Саратовской области и России в целом. Органы региональной законодательной и исполнительной власти консолидированно работали над преодолением трудностей, возникших в результате осложнения отношений со странами НАТО и Евросоюза, в том числе решали вопросы импортозамещения.

Традиционно одной из самых значимых стала работа над законом об областном бюджете на трехлетний период. Заложены основные параметры бюджета. Большая часть расходов носит социальный характер. Сохраняется дефицит, который в перспективе планируется сокращать год от года. Предполагается, что в 2017 году он составит 1,9 млрд. рублей.

Разработан ряд важных социальных проектов. В целях повышения качества и эффективности законотворческого процесса депутаты Саратовской областной Думы активно взаимодействуют с органами исполнительной власти области, правоохранительными структурами, Общественной палатой Саратовской области, Уполномоченным по правам человека в Саратовской области, Уполномоченным по правам ребенка в Саратовской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными организациями и научно-экспертным сообществом.

В 2014 году состоялось 32 заседания «круглых столов». В рамках «правительственных часов» заслушано три информации о работе правительственных структур. На этих мероприятиях обсуждались темы, имеющие большое общественное значение: коммунальные тарифы и качество коммунальных услуг, вопросы здравоохранения, реализация областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, дорожное строительство и многое другое.

Настоящий доклад отражает результаты деятельности профильных комитетов Саратовской областной Думы и обобщает итоги законотворческой деятельности депутатского корпуса за 2014 год. Так, всего было проведено 13 заседаний Саратовской областной Думы (в 2013 году – 14), 90 заседаний комитетов (в 2013 году – 127), 152 заседания рабочих групп (в 2013 году – 197). Рассмотрено 203 проекта законов области (в 2013 году – 262), из которых 191 законопроект (в 2013 году – 242) принят в двух чтениях, в том числе 27 базовых (в 2013 году – 77). К рассмотрению и в первом чтении принято 9 законопроектов (в 2013 году – 8), отклонено 2 (в 2013 году – 6). Направлено отзывов на 105 (в 2013 году – 151) проектов федеральных законов, из которых поддержано 87 (в 2013 году – 111). Всего в 2014 году комитетами Саратовской областной Думы было внесено на заседания Саратовской областной Думы 434 проекта правовых актов.

Перечень Законов Саратовской области, принятых в 2014 году, приведен в приложении 1 к данному докладу, сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2013 и 2014 годах – в приложении 2, сравнительные показатели законодательной деятельности Саратовской областной Думы в 2013 и 2014 годах по отраслевым направлениям – в приложении 3.

В 2015 году Саратовская областная Дума продолжает деятельность, направленную на совершенствование нормативно-правовой базы региона, реализацию директив, данных руководством страны.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Анализ нормативно-правового обеспечения социально-экономического развития Саратовской области

Глава 1. Вопросы социальной политики

Образование

В 2014 году продолжилось совершенствование законодательной базы области по отрасли «Образование» в целях выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

Реализация комплекса мер, направленных на повышение заработной платы педагогических работников образовательных организаций области в соответствии с «майскими» указами главы государства, – безусловный приоритет в работе депутатского корпуса Саратовской областной Думы.

Изменения, внесенные в региональные нормативные акты, регулирующие финансовое обеспечение деятельности образовательных организаций области, были направлены на доведение среднемесячной заработной платы педработников общеобразовательных учреждений до средней по экономике региона, а педработников дошкольных организаций – до среднемесячной заработной платы работников в сфере общего образования.

Размер средней заработной платы учителей школ за январь – декабрь 2014 года составляет 22,1 тыс. рублей, организаций дополнительного образования детей – 21,1 тыс. рублей, педагогических работников дошкольных образовательных организаций – 18,8 тыс. рублей.

На заседании областной Думы в сентябре 2014 года был принят пакет документов, предусматривающих индексацию заработной платы работников организаций образования на 5,1 процента с 1 октября 2014 года:

Закон Саратовской области от 25 сентября 2014 года № 103-ЗСО «О внесении изменения в Закон Саратовской области «Об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений на 2014-2016 годы»;

Закон Саратовской области от 25 сентября 2014 года № 104-ЗСО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области»;

Закон Саратовской области от 25 сентября 2014 года № 105-ЗСО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области». Для обеспечения расходных обязательств по повышению заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций было предусмотрено выделение средств из областного бюджета в сумме 160000,0 тыс. рублей.

На ноябрьском заседании областной Думы приняты следующие нормативные правовые акты, предусматривающие возможность выплаты в конце календарного года педагогическим работникам организаций общего, дошкольного образования, интернатных учреждений премии, или так называемой «тринадцатой» заработной платы:

Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 157-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об определении объема субвенций из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и о порядке определения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений»;

Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 155-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О порядке определения и об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности и содержания обучающихся (воспитанников) в областных государственных образовательных учреждениях интернатного типа».

На этом же заседании областной Думы также были приняты законы, устанавливающие нормативы финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных дошкольных образовательных организаций, учреждений интернатного типа на 2015-2017 годы:

Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 155-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений на 2014-2016 годы» (на реализацию данного Закона из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области были выделены субвенции на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений на 2015 год в объеме 10511651,8 тыс. рублей);

Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 160-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций на 2014-2016 годы» (объем субвенции из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций на 2015 год в рамках реализации Закона составляет 4058719,7 тыс. рублей);

Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 153-ЗСО «О внесении изменений в статьи 1 и 3 Закона Саратовской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Саратовской области» (объем субвенции, выделенной на основании Закона на финансовое обеспечение образовательной деятельности, на содержание обучающихся (воспитанников) в областных государственных образовательных учреждениях интернатного типа и на финансовое обеспечение образовательной деятельности общеобразовательных учреждений на 2015 год, составляет 314619,7 тыс. рублей).

Во исполнение «майского» Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки» в регионе осуществляется комплекс мер, направленных на создание дополнительных мест в детских дошкольных организациях.

Второй год в области реализуется проект модернизации системы дошкольного образования. В 2014 году объем финансирования проекта составил 1378684,5 тыс. рублей (федеральные средства и областное софинансирование). По состоянию на 31 декабря 2014 года средства освоены в полном объеме.

Работы велись на 37 объектах дошкольного образования, в том числе осуществлялись строительство 12 объектов на 1422 места, капитальный ремонт 21 объекта на 1127 мест, приобретены два объекта на 460 мест, произведена реконструкция двух объектов на 145 мест.

Таким образом, в 2014 году в результате проведенных мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования созданы 3154 дополнительных дошкольных места, из них введены в эксплуатацию 1392 места, еще 1762 места в дошкольных образовательных организациях г.Саратова и г.Энгельса будут введены в эксплуатацию в 1-м квартале 2015 года.

По итогам 2014 года охват дошкольным образованием детей в возрасте от трех до семи лет составляет 97,5 процента. Очередность в организации дошкольного образования для детей от трех до семи лет ликвидирована в 38 районах области.

Вопрос «О развитии системы дошкольного образования и об обеспечении его доступности в Саратовской области» был заслушан на заседании комитета областной Думы по социальной политике в марте 2014 года.

Депутатами приняты решения в поддержку детей из семей, прибывших с территории Украины, а также вынужденно покинувших территорию Украины. Эти категории детей теперь входят в перечень категорий обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников детских садов, которым предоставляется частичная компенсация расходов на питание в период получения образования. На данные цели в областном бюджете предусмотрено 1,37 млн. рублей.

В связи с этим были приняты Законы Саратовской области от 25 сентября 2014 года № 106-ЗСО «О внесении изменений в статью 12 Закона Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» и от 3 декабря 2014 года № 171-ЗСО «О внесении изменений в статью 6 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления питания отдельным категориям обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, и частичному финансированию расходов на присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования».

Кроме того, Законом Саратовской области от 3 марта 2014 года № 19-ЗСО внесены изменения в Закон Саратовской области от 3 декабря 2009 года № 203-ЗСО «Об определении объема субвенций из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и о порядке определения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений», направленные на приведение законодательства области в соответствие с федеральным в части включения расходов на приобретение или изготовление бланков документов об образовании в объем субвенции из областного бюджета на финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений.

Решением Конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации для участия в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» от 23 сентября 2013 года Саратовская область отобрана в качестве участника проекта.

Одним из этапов реализации проекта в регионах – участниках проекта является заключение трехстороннего договора о реализации проекта между Министерством финансов Российской Федерации, регионом и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, выполняющим функции группы реализации проекта.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Устава (Основного Закона) Саратовской области договоры Саратовской области утверждаются законами Саратовской области. В связи с этим был принят Закон Саратовской области от 25 апреля 2014 года № 50-ЗСО «Об утверждении заключения Договора между Правительством Саратовской области, Министерством финансов Российской Федерации и Некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов».

Закон Саратовской области от 30 мая 2014 года № 64-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О социальной поддержке и материальном обеспечении приемных семей в Саратовской области» был принят в целях приведения законодательства области в соответствие с федеральным законодательством. Указанным нормативным правовым актом устанавливается, что министерством образования области осуществляются назначение и выплаты ежемесячных денежных средств лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее находившимся на воспитании в приемной семье, на основании их заявления и представленных документов, а также назначение и выплаты денежного поощрения бывшим приемным родителям в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (бывшие воспитанники), не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет в период получения профессионального образования по очной форме обучения продолжают проживать в той же семье. Перечисление денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемной семье будет производиться за истекший период в целях недопущения переплаты денежных средств.

Закон Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 181-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» принят в целях приведения Законов Саратовской области «Об утверждении порядка и размера ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю) на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство), в Саратовской области» и «О социальной поддержке и материальном обеспечении приемных семей в Саратовской области» в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Изменениями предусмотрено, что суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Законом Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 185-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» Закон Саратовской области от 6 декабря 2012 года № 176-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» приводится в соответствие со следующими Законами Саратовской области: «О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области государственными полномочиями по предоставлению компенсации части родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»; «О порядке определения и об утверждении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ и на содержание обучающихся (воспитанников) в областных государственных образовательных учреждениях интернатного типа»; «О государственной поддержке организаций агропромышленного комплекса Саратовской области, обеспечивающих прохождение учебной и (или) производственной практики учащимися образовательных учреждений начального профессионального образования и студентами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования аграрного профиля, расположенных на территории Саратовской области».

Здравоохранение

Особое внимание депутатами Саратовской областной Думы уделялось здравоохранению региона как одной из самых социально значимых отраслей.

На территории области реализуются крупномасштабные проекты: с 2006 года – приоритетный национальный проект «Здоровье», с 2011 года –региональная программа модернизации здравоохранения, а с 2013 года –государственная программа Саратовской области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года».

За время действия проектов отмечаются значительные изменения в региональном здравоохранении.

Обновлена инфраструктура отрасли, укреплена материально-техническая база учреждений здравоохранения, внедряются единые порядки и стандарты оказания медицинской помощи, создается современная информационная система.

В 2014 году достигнут самый низкий за последние 16 лет уровень общей смертности населения, показатель соответствует целевому значению (14,1 на 1 000 населения). Смертность от болезней системы кровообращения ниже целевого значения на 3 процента.

Созданы благоприятные условия для улучшения демографической ситуации: за последние 3 года в 1,6 раза сократилась естественная убыль населения, на 5,6 процента повысилась рождаемость, на 8,3 процента снизилась смертность населения.

Целями государственной программы «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года» являются дальнейшее совершенствование системы охраны здоровья граждан, повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников. Законом Саратовской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрено финансирование государственной программы области «Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года» на 2014 год в размере 3098158,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета – 1381044,5 тыс. рублей и за счет федеральных средств – 1717114,4 тыс. рублей.

Снижение смертности населения невозможно без развития профилактического направления медицины.

В рамках подпрограммы «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» указанной государственной программы полностью обеспечена потребность ГУЗ «Центр – СПИД» в наборах диагностических тест-систем для проведения исследований на ВИЧ, гепатиты В и С на общую сумму 43730,2 тыс. рублей.

В целях развития материальной базы первичной медико-санитарной помощи также приобретено здание для ГУЗ Саратовской области «Аткарская районная больница».

Совершенствовалась система оказания медицинской помощи онкологическим больным. Для онкологических диспансеров области поставлено 14 наименований (27 ед.) медицинского оборудования на сумму 66324,4 тыс. рублей. Проведен текущий и капитальный ремонт в ГУЗ «Областной онкологический диспансер № 1» и ГУЗ «Областной онкологический диспансер № 2».

Активно развивается высокотехнологичная медицинская помощь. За счет средств областного и федерального бюджетов (252552,9 тыс. рублей) в государственных учреждениях здравоохранения в 2014 году лечение получили 11303 человека, что на 20 процентов больше, чем в 2013 году.

Приоритетным направлением здравоохранения области является охрана здоровья матери и ребенка. Финансирование подпрограммы «Охрана здоровья матери и ребенка» было предусмотрено в размере 56232,9 тыс. рублей, что позволило приобрести оборудование и расходные материалы для раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка, а также для оказания медицинской помощи при патологии новорожденных.

Особое внимание уделяется кадровому обеспечению учреждений здравоохранения Саратовской области. Продолжалась работа по привлечению специалистов в региональное здравоохранение. В 2014 году 51 молодой специалист трудоустроился в государственные либо муниципальные медицинские организации, расположенные в сельской местности либо рабочих поселках области, и воспользовался правом на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1000,0 тыс. рублей.

Одной из ключевых задач, поставленных Президентом Российской Федерации в «майских» указах, является повышение заработной платы медицинских работников.

Среднемесячная зарплата работников здравоохранения области по итогам 2014 года составила 18,9 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 7,9 процента, в том числе по категориям:

врачи – 30903 рубля (целевой ориентир по «дорожной карте» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Саратовской области», – 28754 рубля);

средний медицинский персонал – 17523 рубля (целевой ориентир – 16764 рубля);

младший медицинский персонал – 11284 рубля (целевой ориентир – 11220 рублей).

В 2014 году продолжилось совершенствование законодательства области в сфере здравоохранения.

Вносились изменения в Закон Саратовской области от 28 ноября 2013 года № 209-ЗСО «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Законом Саратовской области от 31 марта 2014 года № 30-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» увеличены доходы Фонда на 26500 тыс. рублей, расходы – на 2064023,6 тыс. рублей. Определены источники финансирования дефицита бюджета Фонда.

Законом Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 179-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» доходы и расходы бюджета Фонда увеличены на 28556,2 тыс. рублей.

Все дополнительные средства были направлены на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования Саратовской области.

Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 161-ЗСО «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» является одним из основополагающих законов, регулирующих финансирование территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории нашего региона.

На все три года (2015-2017) бюджет Фонда спланирован сбалансированным по доходам и расходам (т.е. бездефицитным) с планомерным его увеличением.

Основная доля расходов бюджета Фонда, до 99,5 процента, направлена на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории области. Так, на эти цели в 2015 году предусмотрено 20678760 тыс. рублей.

Законом Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 146-ЗСО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Саратовской области» признан утратившим силу Закон Саратовской области от 12 декабря 2011 года № 188-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Саратовской области», что было обусловлено необходимостью завершения структурных преобразований в сфере здравоохранения Саратовской области в соответствии с федеральным законодательством.

Законом Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 180-ЗСО «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Саратовской области» признан утратившим силу Закон Саратовской области от 31 октября 2008 года № 272-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области государственными полномочиями по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения Саратовской области», в результате отменяются субсидии бюджетам муниципалитетов на осуществление вышеназванных денежных выплат медицинскому персоналу в связи с тем, что расходы на эти выплаты с 1 января 2015 года включены в тарифы на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Социальная поддержка семьи, защита материнства и детства, социальная защита населения

В 2014 году депутаты Саратовской областной Думы уделяли особое внимание законодательному решению вопросов социальной защиты и социального обслуживания населения, социальной поддержки семей, имеющих детей, материнства, отцовства и детства, а также вопросам в сфере труда и занятости населения.

В целях совершенствования законодательства области в январе 2014 года был принят Закон Саратовской области от 4 февраля 2014 года № 16-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов». Данный Закон направлен на приведение Закона Саратовской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» в соответствие с требованиями Федерального закона от 2 июля 2013 года № 183-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части расширения круга лиц, обязанных квотировать рабочие места для инвалидов.

Принят Закон Саратовской области от 2 апреля 2014 года № 40-ЗСО «О внесении изменения в статью 1 Закона Саратовской области «О социальных гарантиях». Внесенные в данный Закон изменения касаются отмены для отдельных категорий граждан права на возмещение из областного бюджета стоимости квартирной платы и коммунальных услуг в полном объеме за занимаемое указанными лицами и проживающими вместе с ними членами семьи жилое помещение и отмены права на получение ежегодно путевки и оплаты проезда до места отдыха и обратно один раз в год на курорты Российской Федерации.

В апреле принят Закон Саратовской области от 25 апреля 2014 года № 51-ЗСО «О внесении изменений в статью 1 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда». С 2010 года органы местного самоуправления Саратовской области наделены отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда. Органы местного самоуправления области осуществляют координацию проведения на территории муниципальных районов и городских округов области обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Принятый Закон приводит статью 1 Закона Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления в Саратовской области отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда» в соответствие с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс Российской Федерации, в части государственных полномочий по государственному управлению охраной труда, переданных органам местного самоуправления.

В 2014 году сохранены все социальные обязательства, предусмотренные законодательством области для льготных категорий граждан. В сентябре принят Закон Саратовской области от 25 сентября 2014 года № 102-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области». Указанным Законом сохранено право на приобретение социальных проездных билетов для проезда в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения для ветеранов труда, ветеранов труда Саратовской области, ветеранов военной и государственной службы, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

В октябре был принят Закон Саратовской области от 29 октября 2014 года № 127-ЗСО «О величине прожиточного минимума пенсионера на 2015 год в целом по Саратовской области для установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Законом установлена на 2015 год величина прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии в размере 6200 рублей. Предлагаемый размер определен исходя из оценки величины прожиточного минимума пенсионера в среднем за 2014 год в сумме 5660 рублей, прогнозируемого министерством экономического развития и инвестиционной политики области на 2015 год роста потребительских цен на товары и услуги – 105,3 процента, сложившегося превышения темпов роста прожиточного минимума над темпами роста потребительских цен (4 процента).

На ноябрьском заседании областной Думы приняты следующие законы области:

1) Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 144-ЗСО «О внесении изменения в статью 3 Закона Саратовской области «Об оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области». Он был разработан в целях приведения положений Закона Саратовской области от 31 октября 2008 года № 262-ЗСО «Об оплате труда работников государственных учреждений Саратовской области» в соответствие с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения наименования компенсационной выплаты работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда;

2) Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 142-ЗСО «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Саратовской области» и Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 159-ЗСО «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Саратовской области». Данные нормативные правовые акты разработаны в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Законом Саратовской области «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Саратовской области» установлен размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в Саратовской области, равный полуторной величине прожиточного минимума, установленной по основным социально-демографическим группам населения в Саратовской области. Таким образом, граждане области, среднедушевой доход которых на дату обращения за предоставлением социальных услуг ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода, получат данные услуги бесплатно. Законом Саратовской области «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Саратовской области» утверждается перечень социальных услуг, которые будут предоставляться поставщиками социальных услуг с 1 января 2015 года. Данный перечень разработан в целях установления единого подхода к предоставлению социальных услуг их поставщиками, законодательного урегулирования сложившейся практики оказания населению социальных услуг;

3) Закон Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 156-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О региональном материнском (семейном) капитале в Саратовской области». Внесенными изменениями уточнены два направления, по которым могут использоваться средства регионального материнского (семейного) капитала: на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком. Конкретизация направлений использования средств регионального материнского (семейного) капитала позволит семьям адресно и эффективно использовать полученные средства. При разработке указанного Закона были изучены федеральное законодательство, опыт регионов и мнение жителей области. Ожидается, что в 2015 году сертификаты на региональный материнский (семейный) капитал получат около 2920 семей.

На декабрьском заседании областной Думы приняты следующие законы области:

1) Закон Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 175-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области», которым внесены изменения в законы Саратовской области, регулирующие дополнительное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета в части определения размера и условий выплаты ежемесячной доплаты к пенсии. Данные изменения связаны с изменениями пенсионного законодательства, вступающими в силу с 1 января 2015 года, введением нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии;

2) Закон Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 176-ЗСО «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Саратовской области». Данным актом признается утратившим силу Закон Саратовской области от 10 января 2000 года № 7-ЗСО «О социальной защите населения в Саратовской области», которым устанавливались принципы, задачи, сфера применения, формы и меры социальной защиты населения Саратовской области. Вместе с тем 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В рамках переданных данным Законом полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации были подготовлены нормативные правовые акты области в сфере социальной защиты населения Саратовской области, которые вступили в силу с 1 января 2015 года;

3) Закон Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 182-ЗСО «О внесении изменения в статью 2 Закона Саратовской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов». Закон разработан в целях приведения положений статьи 2 Закона Саратовской области «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» в соответствие с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В 2014 году вносились изменения в Закон Саратовской области от 25 февраля 2010 года № 17-ЗСО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Саратовской области».

Законом Саратовской области от 2 апреля 2014 года № 39-ЗСО «О внесении изменения в статью 13 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Саратовской области» конкретизировано содержание представляемого в областную Думу ежегодного доклада, с которым выступает на заседании Думы Уполномоченный по правам ребенка в Саратовской области. Доклад должен содержать информацию о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области, а также данные о числе поступивших и принятых к рассмотрению жалоб, результатах их рассмотрения и принятых мерах по защите прав и свобод ребенка в Саратовской области.

Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 118-ЗСО «О внесении изменения в статью 9 Закона Саратовской области «Об Уполномоченном по правам ребенка в Саратовской области» расширен перечень оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области. Проект закона был разработан прокурором Саратовской области с целью приведения законодательного акта в соответствие с федеральным законодательством.

Закон Саратовской области от 5 августа 2014 года № 89-ЗСО «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» принят в целях систематизации действующих на территории Саратовской области нормативных правовых актов по вопросам, связанным с организацией и обеспечением деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданных и осуществляющих свою деятельность в регионе. В нем законодательно закреплены положительные наработки, имеющиеся в регионе в результате 15-летней практики деятельности комиссий.

Законом Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 154-ЗСО «О внесении изменения в статью 14 Закона Саратовской области «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саратовской области и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» уточнены нормативы годового фонда оплаты труда с учетом начислений на оплату труда условных штатных единиц.

Глава 2. Вопросы государственного строительства и местного самоуправления

Избирательное законодательство

Саратовской областной Думой уделяется особое внимание вопросам совершенствования избирательного законодательства. В последние годы достаточно часто пересматривается и подвергается изменениям федеральное законодательство в этой сфере. Аналогичные процессы протекают и в региональном законодательстве о выборах. Это и понятно, поскольку законодательство субъектов Российской Федерации должно своевременно корректироваться с учетом внесенных в федеральные законы поправок.

Основными актами регионального избирательного законодательства являются законы, регулирующие отдельные виды региональных и муниципальных выборов, а также вопросы проведения на территории Саратовской области областных и местных референдумов.

В 2014 году Саратовской областной Думой было принято девять законов области, вносящих изменения в нормативные правовые акты области о выборах и референдумах.

Наиболее важные из них связаны с «возвращением» института досрочного голосования, а также установлением процессуальных гарантий, обеспечивающих возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята или погашена, и установлением сроков ограничения пассивного избирательного права в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений. Вносились также изменения, направленные на оптимизацию избирательных процедур и надлежащую реализацию избирательных прав участников выборов.

Закон Саратовской области от 2 апреля 2014 года № 42-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» принят в целях приведения Законов Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», «О выборах Губернатора Саратовской области», «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в соответствие с Федеральным законом от 3 февраля 2014 года № 14-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Указанным Законом области уточняется, в частности, срок исполнения кандидатомобязанности по закрытию счетов (вкладов), прекращению хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществлению отчуждения иностранных финансовых инструментов, а именно – к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Кроме того, вносится уточняющее изменение, согласно которому уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, должно представляться в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов.

Законом Саратовской области от 25 апреля 2014 года № 45-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» в связи с принятием Федерального закона от 21 февраля 2014 года № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Законы Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», «О выборах Губернатора Саратовской области», «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в части установления процессуальных гарантий, обеспечивающих возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых снята или погашена, и установления сроков ограничения пассивного избирательного права в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений.

Закон Саратовской области от 30 мая 2014 года № 72-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» направлен на приведение Законов Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», «О выборах Губернатора Саратовской области», «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в соответствие с Федеральными законами от 5 мая 2014 года № 94-ФЗ и № 95-ФЗ, вносящими изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Основные изменения в указанные законодательные акты области касаются установления досрочного голосования и исключения голосования по открепительным удостоверениям.

Предусматривается также, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов областной Думы, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам последних выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Кроме того, с 7 до 5 процентов снижен «заградительный барьер», который установлен Законом области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов.

Внесены изменения, касающиеся использования избирательных фондов кандидатов на выборах в органы местного самоуправления сельских поселений, в связи с увеличением расходов на финансирование избирательной кампании кандидата с 3000 до 5000 рублей.

Также в целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Законом Саратовской области от 5 августа 2014 года № 97-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» внесены изменения в Законы Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» и «Об отзыве Губернатора Саратовской области». Указанным Законом области устанавливается порядок проведения досрочного голосования участников референдума, участников голосования по отзыву Губернатора области, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования, на котором они включены в соответствующий список. Положения о голосовании по открепительным удостоверениям из вышеуказанных Законов области исключены.

Законом Саратовской области от 5 августа 2014 года № 96-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области» внесены изменения в Законы Саратовской области «О выборах Губернатора Саратовской области», «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в части уточнения порядка представления документов кандидатами, в том числе документов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с их статусом.

На октябрьском заседании Саратовской областной Думы по инициативе прокурора Саратовской области были внесены изменения в Закон Саратовской области «О выборах депутатов Саратовской областной Думы», исключающие из данного Закона положение, конкретизирующее материал, из которого должны быть изготовлены ящики для голосования. Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что при проведении выборов различных уровней в помещении для голосования, а также при голосовании вне помещения должны применяться ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Данная норма является нормой прямого действия, не требующей дополнительного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации.

В ноябре 2014 года внесены изменения в Закон Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» в связи с принятием Закона Саратовской области «О порядке избрания глав муниципальных образований в Саратовской области», который установил, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава: исключены положения, касающиеся процедуры выборов глав муниципальных образований в Саратовской области.

Законом Саратовской области от 3 декабря 2014 года № 149-ЗСО внесены изменения в Закон Саратовской области «О референдумах в Саратовской области». Внесение изменений в указанный Закон обусловлено принятием Федерального закона от 14 октября 2014 года № 306-ФЗ «О внесении изменения в статью 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым уточняется порядок оформления ходатайства по проведению референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума в случае, если инициатором проведения референдума является избирательное объединение либо иное общественное объединение.

Осуществляется подготовка очередных поправок в региональное законодательство в связи с внесенными в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменениями, в том числе в части, касающейся размещения в сети «Интернет» сведений о финансовых операциях по расходованию средств из избирательного фонда, фонда референдума и о внесенных в эти фонды пожертвованиях.

Следует также отметить, что с 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон, вносящий изменения в Федеральные законы «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанные изменения предусматривают введение графы «против всех» в бюллетенях для голосования на выборах в органы местного самоуправления.

Графа «против всех» была отменена в России в 2006 году на выборах всех уровней: федеральном, региональном и местном. Теперь этот пункт появится на выборах депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в случае принятия такого решения соответствующим субъектом Российской Федерации.

Местное самоуправление

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 годаПрезидент Российской Федерации В.В.Путин одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. Глава государства отметил, что в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, из-за чего часто происходит «неразбериха с полномочиями», которые не только размыты, но и постоянно «перекидываются» с одного уровня власти на другой. Местная власть, как отметил Президент, должна быть устроена так, чтобы любой гражданин «мог дотянуться до нее рукой».

Положения Послания по совершенствованию организации местного самоуправления в Российской Федерации нашли свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Субъекты Российской Федерации получили широкие полномочия по регулированию вопросов организации местного самоуправления, в том числе полномочия по определению порядка формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований, установлению дополнительных вопросов местного значения для сельских поселений из числа вопросов местного значения городских поселений. В связи с этим деятельность профильного комитета и депутатского корпуса в целом во многом определялась целями и задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию, и принятыми федеральными законами, связанными с проводимой реформой местного самоуправления.

В первую очередь необходимо было разработать и принять законодательные акты, направленные на реализацию этих документов.

В целях проведения анализа действующих нормативных правовых актов Саратовской области и их приведения в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом распоряжением Председателя Саратовской областной Думы от 27 июня 2014 года № 329 была создана рабочая группа.

В ее состав вошли Председатель областной Думы, Главный федеральный инспектор по Саратовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, вице-губернатор области в качестве сопредседателей, а также депутаты областной Думы, руководитель представительства Губернатора области и Правительства области в органах власти, министр по делам территориальных образований области, главы муниципальных образований, представители избирательной комиссии области, руководители правовых служб областной Думы и Правительства области.

На первом заседании рабочей группы был утвержден план-график разработки проектов законов области, принятие которых требуется в связи с внесенными в федеральное законодательство поправками.

Вследствие внесения изменений в федеральное законодательство о местном самоуправлении органами государственной власти Саратовской области инициировано широкое обсуждение нововведений с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественности, научного и экспертного сообщества. На состоявшихся совещаниях и заседаниях обсуждены основные изменения федерального законодательства и предлагаемые преобразования на территории области.

Итогом проведенной работы стало принятие в сентябре – октябре 2014 года трех Законов Саратовской области: «О порядке избрания глав муниципальных образований в Саратовской области», «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» и «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области».

Что касается порядка избрания глав муниципальных образований, то по итогам обсуждения этого вопроса было решено сохранить тот порядок, который применялся в большинстве муниципальных образований, то есть представительным органом муниципального образования из своего состава. Указанный порядок закреплен в Законе Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 109-ЗСО «О порядке избрания глав муниципальных образований в Саратовской области». Он признан наиболее приемлемым на территории области и был поддержан всеми органами местного самоуправления.

Как отмечалось выше, у регионов появилось право расширять перечень полномочий сельских поселений. С 1 января 2015 года Саратовская областная Дума принятым ею Законом Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» закрепила за сельскими поселениями восемь дополнительных вопросов местного значения. Это те вопросы, которые могут и должны решаться на местах.

В их числе организация в границах поселения водоснабжения населения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

Перечень этих вопросов также широко обсуждался на всех уровнях. Муниципалитеты поддержали такое решение.

В октябре 2014 года был принят третий закон, направленный на реализацию положений федерального законодательства, – Закон Саратовской области от 29 октября 2014 года № 131-ЗСО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов в Саратовской области». Им предусмотрены все возможные схемы формирования представительных органов муниципальных районов области.

Для 28 муниципальных районов предусмотрена схема формирования представительного органа из глав поселений и депутатов, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с нормой представительства, определяемой в зависимости от численности населения.

В Воскресенском и Краснопартизанском муниципальных районах представительный орган предложено формировать из глав поселений и депутатов, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

В Александрово-Гайском, Балашовском, Ивантеевском, Красноармейском, Марксовском, Пугачевском, Ровенском, Энгельсском муниципальных районах формирование представительного органа будет осуществляться путем проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, в большинстве муниципальных районов предусмотрено формирование Собраний путем «делегирования». Такая схема формирования районных Собраний ранее использовалась в четырех районах области и доказала свою эффективность. Как показала практика, система делегирования позволяет достичь баланса и учета интересов поселений и муниципальных районов в деятельности органов местного самоуправления, а также значительной экономии бюджетных средств при проведении выборов в представительные органы муниципальных районов.

В реализации законодательного обеспечения вопросов местного самоуправления депутаты Саратовской областной Думы работают в тесном контакте с представительными органами муниципальных образований области. Постановлением Саратовской областной Думы от 26 марта 2014 года № 22-1010 образован Совет представительных органов муниципальных образований Саратовской области и утверждено положение о Совете. Аналогичный совещательный орган существовал при Саратовской областной Думе с 2008 года, однако со временем потребовалось изменить порядок его формирования с тем, чтобы он стал более мобильным и работоспособным. Численность его сократилась до 12 человек, что позволяет Совету более оперативно решать поставленные перед ним задачи. В его состав теперь могут входить депутаты не только представительных органов муниципальных районов и городских округов, но и поселений. Предусмотрена ежегодная ротация Совета.

Основными задачами Совета являются:

обеспечение взаимодействия областной Думы с представительными органами муниципальных образований области в целях реализации государственной политики в сфере развития местного самоуправления;

содействие представительным органам муниципальных образований области в осуществлении их полномочий в соответствии с законодательством;

укрепление взаимодействия представительных органов муниципальных районов и городских округов области с представительными органами поселений области, оказание им правовой и организационно-методическойпомощи;

координация участия представительных органов муниципальных образований области в обсуждении проектов федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления, в разработке, обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов области, относящихся к сфере местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества;

организация обмена опытом работы органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

обобщение практики применения законодательства о местном самоуправлении в муниципальных образованиях области.

На заседании Совета представительных органов муниципальных образований Саратовской области, состоявшемся 5 сентября 2014 года, обсуждались изменения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении и возможные способы формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Саратовской области, а также вопросы местного значения сельских поселений.

В декабре 2014 года начато формирование перечня вопросов для рассмотрения на заседаниях Совета представительных органов муниципальных образований Саратовской области в 1-м полугодии 2015 года, в связи с чем в адрес членов Совета направлены письма с просьбой дать свои предложения по указанному перечню.

Эффективное сотрудничество органов государственной власти области с муниципальными образованиями в целях решения совместных задач по реформированию местного самоуправления на территории области осуществлялось в том числе в рамках реализации Закона Саратовской области от 28 апреля 2010 года № 66-ЗСО «О взаимодействии органов государственной власти Саратовской области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Саратовской области». Указанный Закон области предусматривает возможность участия представителей Совета муниципальных образований Саратовской области в подготовке и обсуждении проектов законов области, иных нормативных правовых актов органов государственной власти области по вопросам местного самоуправления, а также возможность их привлечения к работе экспертных, консультативных, совещательных, координационных и иных коллегиальных органов, созданных органами государственной власти области.

В 2013 году на территории Саратовской области началась, а в 2014 году была продолжена активная работа по корректировке территориальной организации местного самоуправления. Преобразование муниципальных образований было направлено на оптимизацию структуры органов местного самоуправления, повышение эффективности бюджетных расходов. В итоге 77 поселений из 17 муниципальных районов прошли процедуру преобразования, в результате которой образовались 33 укрупненные муниципальные образования. В 2014 году в соответствии с законами области процедуру преобразования прошли 10 поселений Саратовской области.

Так, например, в апреле 2014 года Саратовской областной Думой было принято два закона по данным вопросам. Первый – об объединении Земляно-Хуторского и Лопуховского муниципальных образований в одно муниципальное образование со статусом сельского поселения – Лопуховское муниципальное образование Аткарского муниципального района Саратовской области с административным центром в поселке Лопуховка. Второй – об объединении Елизаветинского и Кочетовского муниципальных образований в одно муниципальное образование со статусом сельского поселения – Кочетовское муниципальное образование Аткарского муниципального района Саратовской области с административным центром в селе Кочетовка. Еще два закона области о преобразовании муниципальных образований на территории Красноармейского муниципального района были приняты на майском заседании Саратовской областной Думы.

Все преобразования проводились в рамках действующего федерального законодательства и законодательства области о местном самоуправлении, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и сопровождались последовательной цепочкой юридически значимых действий: инициатива представительных органов каждого из объединяемых поселений; проведение публичных слушаний по вопросу преобразования и получение согласия населения; принятие закона Саратовской области о преобразовании соответствующих муниципальных образований муниципального района Саратовской области и внесении изменений в закон Саратовской области о муниципальных образованиях, входящих в состав данного муниципального района Саратовской области; проведение процедуры ликвидации органов местного самоуправления как юридических лиц; создание вновь образованного муниципального образования как правопреемника объединенных муниципальных образований.

Экономический эффект от укрупнения муниципальных образований на территории Саратовской области оценивается в 40 млн. рублей.

На территории Саратовской области в 23 из 38 муниципальных районов организовано возложение на районную администрацию полномочий администрации поселения, являющегося административным центром района, по определенной схеме.

В правовой плоскости данная схема реализована через изменение нормативных правовых актов как муниципальных районов, так и муниципальных образований, являющихся административными центрами. Во всех муниципальных районах области районными Собраниями приняты решения о внесении изменений в устав муниципального района, согласно которым исполнение полномочий администрации муниципального образования, являющегося административным центром, возлагается на администрацию муниципального района. В муниципальных образованиях, являющихся административными центрами районов, Советами депутатов утверждены соответствующие изменения в уставы муниципальных образований и решения о ликвидации администраций муниципальных образований.

На апрельском заседании Саратовской областной Думы по иниц