САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Поиск
Обновления

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.12.2017, вторник, 10:20, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по бюджету, налогам, экономической и инвестиционной политике, промышленности, собственности и предпринимательству

19.12.2017, вторник, 11:00, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

20.12.2017, среда, 10:00, зал заседаний

Заседание Саратовской областной Думы

Региональная дума – политическая миниатюра всей страны

В ДНИ, КОГДА САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ОТМЕЧАЕТ 20-ЛЕТИЕ, многие депутаты и избиратели, общественники и бизнесмены высказывают своё мнение о роли законодательной власти в жизни ретона, о конкретном участии депутатов как представителей от народовластия.

Сергей СУРОВОВ, депутат Саратовской областной думы, ректор СГЮА:

РОВНО 20 ЛЕТ НАЗАД В РОССИИ ПРОИЗОШЛО ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ: успешно завершился важный этап формирования российской государственности, следствием чего стало избрание первой Саратовской думы.

Конечно же, выборы думы в Саратовской области были напрямую связаны с активно проходящей в то время поэтапной конституционной реформой, начавшейся в 1993 г., о чём в своей фундаментальной и вневременно актуальной исследовательской работе «Саратовская областная дума: организационно-правовые основы формирования», вышедшей в свет в 1994 г., написал Вячеслав Викторович ВОЛОДИН, ныне первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 20 лет назад Володин занимал должность заместителя председателя Саратовской областной думы А. П. ХАРИТОНОВА.

Выборы первой Саратовской облдумы имели характерные особенности: только в двух субъектах РФ – Саратовской области и Республике Тыва – они прошли по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, что впоследствии самым благоприятным образом сказалось на существенной активизации выборной кампании и на развитии системы многопартийности в нашем регионе. В остальных регионах выборы проходили только по одномандатным округам.

Следует отметить, что избирательная кампания проходила в нелегкие для страны времена. И конечно, процесс выборов и предшествовавшая ему необходимая тщательная подготовка стали непростой, но интересной задачей, которая была поставлена перед региональными политическими объединениями и кандидатами в народные избранники. Нам приходилось буквально всё изучать с нуля. Например, на тот момент вообще не существовало никакого единого общероссийского законодательного акта прямого действия, регламентирующего подобные процессы, поэтому избирательная кампания проходила с опорой на положение «О выборах в Саратовскую областную думу», разработанное с учётом основных положений о выборах, которые были утверждены Президентом РФ в 1993 г.

 С особой теплотой хочется вспомнить своих ближайших соратников по избирательному объединению «Саратовская областная организация Российского союза офицеров запаса» В. В. ВОЛОДИНА, Н. Я. СЕМЕНЦА и многих других преданных общему делу коллег: А. А. ГРОМОВА, Н. П. ГРИШИНА, В. Н. ДАВЫДОВА, Н. С. СОЛДАТОВА, В. М. БОБРОВУ, с кем мы вместе в то время решали все возникающие проблемы и противоречия. Тогда сама предвыборная кампания запомнилась всем нам очень интересной: так как в те годы не было ещё такого разнообразия региональных СМИ, а интернет только начал появляться в России, мы проводили колоссальное количество реальных встреч с нашими избирателями – ездили на заводы, фабрики, общались с коллективами учителей и врачей.

Должен отметить, что первые заседания думы проходили, конечно, часто очень бурно, эмоционально, на подъёме. Но, несмотря на это, нам удалось принять все основные законы, в соответствии с которыми и сегодня существует и развивается Саратовская область: «Устав (Основной закон)», законы «О местном самоуправлении в Саратовской области» и «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» и многие другие. Были сформированы аппарат думы и шесть комитетов. В этом процессе большую роль сыграл, конечно, Вячеслав Викторович Володин, именно на его плечи легла вся основная организационная и идеологическая работа, благодаря чему тогда успешно решались многие противоречия и сложные вопросы. И, несмотря на различные разногласия, которые были вполне естественны для работы думы первого созыва, нам удалось сделать очень много, и все задачи, которые ставились перед региональным парламентом, были выполнены.

И спустя 20 лет я могу с уверенностью сказать: все наши усилия, приложенные к первой избирательной кампании в региональную думу, были успешными и именно те выборы стали ключевыми, основообразующими для дальнейшего функционирования и развития Саратовской областной думы. Здесь я, конечно же, соглашусь с важной мыслью, озвученной Вячеславом Викторовичем Володиным в своей монографии, по-прежнему актуальной и современной: что региональный парламент – это политическая миниатюра всей страны, это вспомогательный государственный орган, стоящий на страже интересов своих избирателей! И, как и два десятилетия назад, программные постулаты тогдашних кандидатов в депутаты, связанные с социальной защитой малоимущих, отстаиванием принципов истинного народовластия, борьбой с преступностью, поддержкой сёл, защитой социальных интересов граждан, развитием экономической стабильности и ростом доходов населения, доступным образованием и медициной, актуальны и злободневны сегодня. И это является несомненным объективным показателем того, что избирательная кампания, впоследствии сформировавшая Саратовскую областную думу первого созыва, была проведена в высшей степени грамотно и результативно.

И я, конечно, поздравляю всех коллег – депутатов Саратовской областной думы с этим замечательным праздником! Желаю всем плодотворной работы, новых интересных проектов и социально значимых инициатив!

Павел Артемов

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ В ТОМ, ЧТО ПОМОГАЕШЬ ЛЮДЯМ

Мы попросили поделиться личным мнением известного в нашей области сельхозтоваропроизводителя, генерального директора ООО «Агрофирма «Рубеж», депутата пятого созыва областной думы Павла АРТЁМОВА.

 – Павел Александрович, у вас первый опыт работы в областной думе. Ваше мнение…

– Дума – это орган власти, законодательные функции которого направлены на решение серьёзных задач в социально- экономическом развитии региона. И решения эти принимают конкретные люди, избранные жителями области своими депутатами, представляющие в законодательном органе власти все муниципальные образования области, все отрасли экономики – от промышленности, строительства, сельского хозяйства и до образования и медицины. Именно они, как никто другой, владеют информацией о реальном социально-экономическом положении, о проблемах, существующих в экономической и социальной сферах области. Именно депутаты, через процедуры формирования и контроля над исполнением областного бюджета, непосредственно влияют на их решение.

Все депутаты областной думы, и я в том числе, когда-то проходили школу депутатской работы в муниципальных собраниях. Это хороший опыт, но здесь гораздо выше ответственность – ответ нужно держать за всю область, как правило, принимать решения не только точечные, по той или иной проблеме, но и стратегические, от которых зависит перспективное развитие региона в будущем.

Депутат в округе – тот человек, который может и должен жить интересами своих избирателей, защищать и отстаивать их права и нужды, просто по-человечески выслушать, дать совет, оказать непосредственную, в том числе и материальную, помощь.

Основная же законотворческая работа депутата – в комитете. Через законодательные инициативы и процедуры парламентских слушаний депутат взаимодействует с органами исполнительной власти области и федеральными органами, влияет на принятие непосредственных управленческих решений. В результате выполняются наказы наших избирателей.

– Над чем вы сегодня работаете?

– Я представляю в думе интересы жителей и тружеников села, райцентров области. Мне понятны их проблемы, имеется видение, как решать наболевшие вопросы. Например, есть одна беда для всех муниципалитетов – до сих пор много бесхозных объектов, которые могли бы быть в налогооблагаемой базе и служить источником пополнения бюджета МР или МО. Сейчас я готовлю предложения, направленные на упрощение порядка оформления и регистрации объектов недвижимости и имущества бывших колхозов и совхозов, СПК и других сельскохо- зяйственных предприятий, что позволит, с одной стороны, узаконить их, ввести в правовое поле, а с другой – за счёт имущественных платежей значительно увеличить налогооблагаемую базу местных бюджетов.

– Павел Александрович, приносит ли удовлетворение работа депутата областной думы?

 – Удовлетворение получаешь, когда реально помогаешь людям. Может, со стороны эта работа не бросается в глаза, но когда человек просто говорит тебе «спасибо " за помощь в обустройстве подъезда к дому, прокладке водопровода, в организации лечения родственника или ребёнка, за решение или даже просто публичное обозначение какой-то проблемы на уровне области, тогда и получаешь удовлетворение. 20 лет в работе областной думы значительная дата, тем более если учитывать, какие это были годы. Хотелось бы пожелать думе, как органу законодательной власти, как коллективу единомышленников, оперативности и мудрости в решении поставленных населением нашей области перед думой задач. 20 лет – это только начало истории, и пусть эта история будет наполнена добрыми и важными делами.

Беседовала Надежда Барсукова

***

20 ЛЕТ НАЗАД, 29 МАЯ 1994 г., В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СОСТОЯЛИСЬ ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕГИОНА. И меньше чем за месяц новоизбранные депутаты сумели сорганизоваться, провести первое заседание и, собственно, создать тот самый законодательный орган, который успешно работает уже пятый созыв и который мы привычно называем «Саратовская областная дума».  

МАСТОДОНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА Николай СЕМЕНЕЦ о работе облдумы первого созыва, о времени и о себе

В составе действующего депутатского корпуса теперь уже почти не осталось людей, работавших в той, первой, революционной думе. Николай СЕМЕНЕЦ – единственный, кто является участником всех пяти парламентских созывов. Как с юмором говорит о своей долгой законотворческой деятельности сам Николай Яковлевич: «Я – мастодонт регионального парламентаризма». И правда, он и теперь, спустя два десятилетия, до мельчайших подробностей помнит, как проходили первые выборы, как шло становление законодательного собрания Саратовской области.

Это были настоящие выборы

О том, как закладывались традиции регионального парламентаризма, рассказывает председатель комитета облдумы по бюджету и налогам, член комитетов по социальной политике и аграрным вопросам Николай СЕМЕНЕЦ:

 – Помните, что было в начале 90-х годов? Общество бурлило, очень быстро создавались политические и общественные организации. У всех был демократический настрой, активность политическая возросла максимально, свободой слова пользовались все кто как хотел. ЕЛЬЦИН объявил: «Берите свободы сколько хотите! " В обществе – полное преклонение перед Западом, особенно перед Америкой. И вот в такой ситуации полной неразберихи и неопределенности проходили первые выборы. В январе 1993 года была принята Конституция РФ, а на региональном уровне никакой законодательной базы не существовало, не было и самой облдумы. Ничего ещё не было. И как только вышел указ президента о необходимости избрать в каждом регионе законодательный орган, все общественные организации подталкивали власть устроить выборы.

А вы от какой партии выдвигались?

– В то время любые общественные организации имели право выдвигать своих кандидатов. Я баллотировался по Октябрьскому округу Саратова, был кандидатом от Российского союза офицеров запаса (РСОЗ), возглавлял список. Дело в том, что первые выборы проходили по смешанной системе. Замечу, что только два субъекта РФ провели те выборы по смешанной системе – это Саратовская область и Республика Тува. Мне до сих пор удивительно, как Тува в этот список попала? Временный комитет по проведению выборов возглавлял Александр ХАРИТОНОВ, его замом была Наталия СТАРШОВА, она с нами во всех общественных мероприятиях участвовала. В комитет входили и левые, и правые. Помню, собрались руководитель профсоюзов Евгений РОГОЖИН, Валерий РАШКИН от КПРФ и Валерий ДАВЫДОВ от демократов, также я и Александр ЖАВОРОНСКИЙ. Мы и предложили Юрию БЕЛЫХ, который в то время возглавлял областную администрацию, проводить выборы по смешанной системе. Вот тогда, при сумасшедшей политической активности граждан, всё было по-настоящему. В Октябрьском округе на один депутатский мандат претендовали 18 кандидатов! Это был рекорд! И никакой тебе раскрутки, пиаркампаний, политтехнологий, каждый сам себе был агитатор и пропагандист. Мы с женой по ночам листовки расклеивали, доходили до каждой квартиры, каждой двери. Решающую роль играли открытость кандидатов, их умение общаться с избирателями, а не политтехнологии. А какие были конкуренты! Александр ЛАНДО, Константин БАНДОРИН, Виктор МАРКОВ, Юрий БУГРОВ… Это серьёзные соперники!

Да вообще хорошая компания подобралась. Я шёл по одномандатному округу и первым по списку от избирательного объединения, вторым по списку от Российского союза офицеров запаса был Вячеслав Викторович ВОЛОДИН. Я был избран по Октябрьскому избирательному округу, В. В. Володин прошёл по списку. От РСОЗ тогда прошли еще Сергей Борисович СУРОВОВ и Николай Павлович ГРИШИН. Мы уже могли составить противовес той левой оппозиции, которая складывалась. Избрать требовалось 25 одномандатников и 10 депутатов от партий и движений. Кто шёл от избирательных объединений, общественных организаций, должны были собрать 20000 подписей, и чтобы не более 2500 подписей от одного округа. Сначала в гонке участвовало 16 избирательных объединений, потом произошёл отсев, осталось девять. Самое главное было пройти порог. В распределении 10 мандатов в думу участвовали уже только 6 избирательных объединений. Аграрии и блок «За народовластие» получили по 3 мандата, а также от РСОЗ – Володин, от Демвыбора – Давыдов, от «Яблока» – Жаворонский и от ДПР – КАРПОВ. Вот такой разношерстный был состав

Думу создавали с чистого листа

– Помните свой первый день после победы на выборах?

 – Когда стало ясно, что выборы состоялись, предварительный подсчёт голосов прошёл, меня под утро пригласили в Октябрьскую администрацию. Налили полстакана водки и говорят: «Ты победил! Теперь ты – наш. Взвалил ношу на себя – бери рюкзак и тащи эту телегу». Вот таким было поздравление-напутствие. А что тащить, куда? Мы и сами толком не знали.

– Хоть какое-то законодательство тогда существовало? От чего отталкивались?

– Законодательная база вообще была нулевой. С 1992 года, как разогнали Советы народных депутатов, вообще два года царила полная пустота. Тогда глава администрации области был царь, и бог, и воинский начальник. После того как прошли выборы, нам всё пришлось создавать с чистого листа. У нас даже помещения не было, где депутаты могли бы собраться для проведения заседания. Белых никаких усилий не предпринимал по организации законодательного органа. Отношение было такое: избрались – и ладно. Пришлось нам самим проявлять активность. Стали требовать помещение. Сначала нам хотели предоставить площади в нынешнем здании горадминистрации на Первомайской улице. Тогда мэром города был Александр МАЛИКОВ. Он предложил первую встречу провести в администрации области. Из 35 депутатов 20 были избраны от Саратова. Собрались мы 15 июня, обсудили организационные моменты, решили обратиться к главе администрации, чтобы ускорил проведение первого заседания депутатов. Мы не дали затянуть этот процесс. Понимали, что нужно приступать к работе.

 Кстати, у меня есть книга, написанная и подаренная мне Вячеславом Викторовичем Володиным чуть позже, в 1995 году. Называется монография «Саратовская областная дума. Организационноправовые основы формирования». Она с дарственной надписью. Это его первый монументальный труд, который и привёл потом к защите докторской диссертации по юриспруденции. Я частенько в неё заглядываю. Здесь как раз и даны организационно-правовые основы создания законодательного органа. И главный тезис – это ускорение организационной работы, не дожидаясь наступления какого-то благоприятного момента. Он может так и не наступить. Поэтому и мы не стали откладывать дело в долгий ящик: требовалось срочно принять решение по месту расположения законодательного органа. Белых предлагал помещение в Доме просвещения, располагавшемся на перекрестке Мичурина и Радищева. Мы с Вячеславом Викторовичем туда съездили, посмотрели, нам не понравилось. Второй вариант – разместиться на 8-м этаже администрации области. Но мы уже знали, чем чревато такое решение. Поэтому не согласились на этот вариант. Решили, раз законодательная и исполнительная власти, согласно Конституции, являются равными ветвями власти, значит, законодательный орган должен быть обустроен соответствующим образом. Поэтому потребовали предоставить отдельное здание в центре города. Законодателям пришлось побороться за свои права, в итоге мы получили здание на Радищева, 24.

 Как формировались организационные основы

 – С чего началась работа законодательного органа региона?

– Первое заседание Саратовской областной думы состоялось уже 24 июня, меньше чем через месяц после выборов. Сложных моментов было много. И первое – требовалось избрать руководство. И вот в этих организационных моментах очень ярко проявились лидерские качества Вячеслава Викторовича Володина. Он хоть и был совсем молодым человеком, задатки руководителя и политика, дальновидного стратега и тактика стали очевидны ещё тогда. Белых предлагал на пост председателя облдумы свою кандидатуру – начальника управления сельского хозяйства. Нас она не устроила. И мы остановились на варианте Володина: принять весь пакет на голосование, выбрать сразу и председателя, и его заместителей. В ходе наших переговоров было решено рекомендовать руководителем облдумы Александра Петровича Харитонова. Он был представителем аграрной партии, нейтральной фигурой, которая всех устраивала. Заместителями стали от коммунистов – Рашкин, а от нас, центристов, – Володин. За этот вариант все дружно проголосовали.

– А как создавались комитеты? Каким образом формировалась законодательная база?

 – Развернулась сильнейшая борьба. Доходило до смешного – до того, что количество комитетов расширилось до 19. Я не выдержал и говорю: «Ну давайте каждому депутату по комитету дадим. Создадим 35 комитетов, и все будут довольны. Лично я возглавил комитет по обороне». Слава богу, горячие головы одумались. А вот дальше предстояло формировать законодательное поле, что называется, с белого листа. Это сейчас всё просто: включил компьютер, посмотрел, что там разработано в другом регионе, выбрал нужное, подработали, внесли поправки – и законопроект готов. А тогда ничего не было. Да что говорить! У области не было своего устава, не существовало законов о заксобрании, о правительстве региона, о выборах в органы местного самоуправления! Но прежде всего надо было определиться с названием законодательного органа. По этому поводу было много споров. Предлагалось назвать заксобрание Советом депутатов. В итоге депутаты остановили свой выбор на названии «Саратовская областная дума». После этого была сформирована комиссия, возглавляемая Вячеславом Володиным, которая приступила к разработке главного документа – Устава Саратовской области.

Интриги законотворчества

– Николай Яковлевич, расскажите подробнее, как шла работа над Уставом.

– Надо сказать, Саратовской области очень повезло: у нас с давних пор существует школа юристов высокого уровня. Поэтому к разработке Устава были привлечены учёные юридического института, госуниверситета, Поволжской академии госслужбы, общественники. Над этим документом мы работали около двух месяцев, и нигде нельзя было подсмотреть, увидеть аналог. Писался абсолютно оригинальный текст. Это были ежедневные многочасовые заседания комиссии. Когда мы опубликовали проект своего Устава, поступило более 300 поправок. Их тоже нужно было все учесть, привязать к нормам права. Ненужное – отсеять, разумное – внести.

 Только после внесения ещё 80 поправок Устав области был принят. И надо сказать, что документ получился очень удачным. И та группа учёных, которая помогала нам разрабатывать Устав, затем успешно работала в других субъектах РФ, где брали за основу разработанный нами документ. Саратовские законодатели вообще были первопроходцами при разработке многих основополагающих законопроектов. Мы были примером для всей России.

Необходимо было также в срочном порядке исполнить Указ президента о проведении выборов в органы местного самоуправления. Депутаты подготовили соответствующий законопроект, на заседании думы назначили дату выборов. Но только с  приходом в 1995 году в исполнительную власть региона Дмитрия Фёдоровича АЯЦКОВА мы смогли провести выборы в органы МСУ. Потом приступили к разработке других законопроектов: о думе, о правительстве области, о выборах.

 Вот так была сформирована и начала свою законотворческую работу дума первого созыва. Конечно, её задача была намного уже, чем последующих. Она даже по Указу президента называлась – дума на переходный период, всего на два года. Потом руководство страны увидело, что за это время невозможно разработать даже основы законодательства, поэтому субъекты РФ получили право продлевать свои полномочия, что мы и сделали. В итоге дума первого созыва проработала 3,5 года. Она полностью выполнила свою задачу по созданию фундамента построения законодательного поля Саратовской области.

Историческая эпоха: от первой думы до пятой

– А чем вам запомнились вторая и последующие думы?

 – Второй созыв облдумы формировался уже под влиянием губернатора Аяцкова. И вся избирательная кампания была подстроена под него. Известный факт, что избирательную кампанию возглавлял Вячеслав Володин. Это было время подъёма Дмитрия Фёдоровича, который имел высокий авторитет. В отличие от первой думы, где большинство составляли коммунисты, во вторую от левых партий вообще никто не прошёл. Задача перед этой думой, которая прора- ботала пять лет, стояла немного другая: расширить и укрепить законодательный фундамент. Большие дебаты были по поводу принятия основополагающего закона «О земле», шла работа над административным законодательством. Вторую думу также возглавлял Харитонов.

Третья дума избиралась в условиях, когда авторитет Аяцкова стал по понятным причинам падать. Влияния он уже такого не имел. Дума раскололась. Многие его прежние соратники, включая меня и других депутатов, выбрали иной путь. Мы пошли за Володиным. Депутаты оказались в ситуации противоборства. Этот созыв запомнился регулярной сменой руководителя регпарламента. Недолго облдуму возглавлял рано ушедший из жизни Владимир Михайлович ЧУРИКОВ, потом Сергей Алексеевич ШУВАЛОВ, затем председательствовал Павел Владимирович БОЛЬШЕДАНОВ.

 Работа четвёртой думы связана с приходом на губернаторскую должность Павла ИПАТОВА. Она формировалась под влиянием партий и движений, особенно велика роль «Единой России». Но четвёртый созыв избирался по смешанной системе, поэтому состав думы сложился пятьдесят на пятьдесят: половина депутатов-одномандатников пришла от Ипатова, а другая половина прошла по партийным спискам. Естественно, «Единая Россия» победила, но отдельные представители пробились и от коммунистов, и от «Справедливой России».

Работа думы четвёртого созыва шла уже под руководством Валерия Васильевича РАДАЕВА. Ему было очень сложно удержать некий баланс, равновесие сил, но в итоге он сумел наладить системную конструктивную работу законодателей с исполнительной властью региона. Недолго думу возглавляла Марина Владимировна АЛЁШИНА. А под окончание работы четвёртой думы председателем стал Владимир Васильевич КАПКАЕВ, он и поныне успешно возглавляет законодательный орган региона. Я в четвёртом созыве был некоторое время председателем комитета по социальной политике. В 2008 году был принят один из самых резонансных законов Саратовской области «О ветеранах труда». По решению партии я выступил его инициатором и разработчиком. Закон прошёл «на ура», и по сей день реализуется на территории области.

 Несколько по-другому формировалась дума пятого созыва. Она также избиралась по смешанной системе. Но при этом вся область была разбита на 22 избирательных округа, и на эти же одномандатные округа избирались представители от партий и движений по спискам. Количество депутатов увеличилось до 45. На мой взгляд, это вполне подходящая и правильная система, когда депутаты не просто избираются по партийному списку, а идут от определённой территории. Вот если я шёл по партсписку по Пугачёвскому избирательному округу, то сейчас работаю и ответ держу и перед моими избирателями в Пугачёвском округе, и перед партией.

Уроки парламентской деятельности

– Прочитала вашу биографию, и сложилось впечатление, что вы сознательно всю жизнь готовили себя к законотворческой деятельности. С отличием окончили военное училище с присвоением квалификации «финансист», во время службы получили высшее педагогическое, образование» А уйдя в запас, ещё дважды учились в ПАГСе, получив образование в области государственного и муниципального управления и юриспруденции. Откуда такая тяга к знаниям?

– Вы попали в точку. Я действительно окончил единственное в мире военное училище с финансовым уклоном. А тяга к знаниям у меня была всегда, но долгое время она оставалась нереализованной, так как по разным не зависящим от меня причинам я не мог осуществить свою мечту – попасть в Военную академию. Хотя рапорты писал регулярно и был одним из лучших офицеров – за все 27 лет службы не имел ни одного взыскания. Но такова была кадровая политика того времени: в академии оказывались не самые лучшие представители армии. Поэтому я с лихвой стал восполнять пробел в знаниях уже после окончания службы. Учиться мне всегда нравилось. И это, конечно, мне очень помогло в законотворческой деятельности и в работе с избирателями.

Какие уроки вы извлекли за 20 лет работы в облдуме?

– Первый и главный урок для депутата такой: говори честно, обещай столько, сколько сможешь сделать, и не пустословь зря, не забывай, что пообещал. По моему мнению, депутат должен быть человеком слова. Избиратели не прощают вранья, они видят, кто работает, а кто пустыми разговорами кормит. Даже если ты не можешь сразу решить вопрос, объясни людям, по какой причине, и тебя поймут, подождут. Второй урок: будь верен своим убеждениям и имей принципиальную позицию. Некоторые депутаты пытались менять свои взгляды в соответствии с политическими моментами. Один раз это могло получиться, ну два раза. На третий не пройдет. Молва быстро до людей доходит и даёт оценку каждому. В-третьих, всегда легче работать, когда есть на кого опереться. Поддержка должна быть – это и люди на местах, в округах, и соратники по партии. Партийность системы – это один из основополагающих принципов. И эти уроки я тоже получил от Вячеслава Викторовича Володина. Два созыва избирался по Октябрьскому и Фрунзенскому округам Саратова. А в третий раз Володин мне предложил избраться по Вольскому округу, а сам он в депутаты Госдумы шёл по Балаковскому округу. Мне, говорит, надо на кого-то опираться в районе, чтоб среднее звено было и просматривалась цепочка взаимосвязи законодательной власти. Я бы и в пятый раз там избрался. Но партийное решение, которое мне озвучил уже Валерий Васильевич Радаев, было другим. Очень тяжело складывалась обстановка в Пугачёвском округе, который включает в себя пять заволжских районов. Он мне это сказал 1 мая, а на 9 мая я уже был в Перелюбе. Так что все проблемы Пугачёвского округа стали теперь моей заботой. И ситуацию удалось существенно поправить. Ещё один урок: не принимать популистских, безответственных решений

– Наверное, в условиях недостатка средств для решения жизненно важных вопросов депутатам иногда приходится обращаться за подмогой к представителям бизнеса. Можете привести пример бескорыстной помощи предпринимателей?

 – Да за примером и не надо далеко ходить. Я давно знаком с руководителем электротехнического завода «ГЭКСАР» Эдуардом Анваровичем ГАНЕЕВЫМ. Он не раз меня выручал, когда я был депутатом от Фрунзенского района. Помимо того, что он друг- замечательный; он ещё и успешный предприниматель, и настоящий государственник по уровню мышления. Таких людей мало по жизни встречаешь. Знаю, каким заслуженным авторитетом он пользуется на заводе и у себя на родине, в Ульяновской области. Эта область граничит с Хвалынским районом, и он неоднократно помогал нам решать насущные проблемы. Например, помог проложить 1,5 км водопровода в село Горюши. Люди там сидели совсем без воды, а теперь живут и радуются. Побольше бы нам таких добровольных помощников, глядишь, и бюджету было бы полегче.

Они оставили свой след

– Из стен областной думы вышло много ярких политиков. Почти каждый депутат – это сильная личность со своими устремлениями, амбициями. Вы со всеми были лично знакомы. Как, по- вашему, кто из депутатов оставил наиболее заметный след в законотворческой деятельности, внёс значительный вклад в работу регпарламента?

 – В работе облдумы за 20 лет приняли участие 144 депутата. К сожалению, 15 из них уже ушли из жизни, это почти 10%. Навсегда в моей памяти останутся депутаты первой думы, особенно целеустремленная законотворческая деятельность Вячеслава Викторовича Володина. Как я говорил, уже тогда было ясно, что он станет политиком высшего звена. Все первые законопроекты мы вместе разрабатывали, всё через него прошло. Весомый вклад внесли Валерий Рашкин и Валерий Давыдов – великолепный оратор, настоящий трибун. Умел очень доходчиво и убедительно говорить, аж заслушаешься. Правда, когда до дела доходило, эффект мог быть совершенно обратный. Дальше давайте по алфавиту, чтобы не сбиться. Два созыва избиралась в думу Валентина БОБРОВА, прошла всю школу избирательной компании и депутатской работы. Хорошо зарекомендовали себя на депутатском поприще Павел Большеданов, Николай Гришин и молодой Олег ГАЛКИН, будучи председателем комитета по предпринимательству и земельным отношениям. Значительный след оставили Борис ДВОРКИН, Николай ДУМЧЕВ, Юрий ЗАИГРАЛОВ. Основательно, уже не первый созыв, разбирается в аграрных вопросах Николай КУЗНЕЦОВ, помогает строить общественные отношения Алла ЛОСИНА, занимается разработкой градостроительного и жилищного законодательства Леонид ПИСНОЙ. Особой признательности заслуживает вклад в законотворческий процесс Валерия Радаева и Владимира Капкаева. Хорошо помогает разобраться в юридических тонкостях Галина КОМКОВА. Кто бы что ни говорил, но мне импонируют здравые мысли Зинаиды САМСОНОВОЙ и Сергея АФАНАСЬЕВА. Хочу также отметить работу Сергея Суровова, Владимира ПОЖАРОВА, Николая ЧУКАЛИНА, Юрия УСЫНИНА, Владимира ШМАКОВА, Евгения ШЛЫЧКОВА и Виктора ЩЕРБАКОВА.

А вот говорить о вкладе в законотворческие процессы нынешних новых парламентариев пока преждевременно. У депутатов облдумы пятого созыва ещё достаточно времени, чтобы проявить себя, завоевать авторитет у избирателей и запомниться им добрыми делами. Думаю, оценку их деятельности дадут сами жители области.

Людмила ПРОВОРНОВА.

***

Регпарламент – школа для будущих политиков

Министр экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области Владимир Пожаров до своего вхождения в состав регионального правительства почти два созыва, с 2002 – ого по 2012 года, являлся депутатом областной Думы. Поэтому ему есть что сказать и вспомнить о работе регионального парламента.

От романтизма и реальности

– Владимир Александрович, есть ощущение, что в областную думу вы пришли, будучи абсолютным романтиком. Если это так, то как изменился позже ваш взгляд на работу облдумы? – Да. Так оно и было. Но хочу заметить, что в городскую думу я пришёл ещё большим романтиком. И лишь со временем пришло понимание, что не всё так просто, как кажется со стороны. На уровне города казалось, что многие вопросы трудно решаются, потому что целый ряд проблем завязан на региональный уровень. Когда пришёл в облдуму, было много надежд, что вот сейчас горы свернём. У нас, молодых депутатов, создалась интересная группа единомышленников. Но очень быстро «головокружение от успехов " прошло и возникло другое понимание всех процессов и реалий законотворческой работы. Кроме того, началась централизация бюджетной системы и связанной с ней налоговой системы. С 2002-го по 2010 год была выстроена жёсткая управленческая, в том числе бюджетная, вертикаль. А мне становилось всё очевиднее, что у регионов имеется много полномочий, но мало возможностей для их реализации. Когда это прозрение приходит, от романтизма, в общем-то, мало что остаётся. Наверное, только одно: наше поколение всегда верило в лучшее. И эта вера в нас осталась. Но моё глубокое убеждение: и на региональном уровне можно и нужно работать, приближая лучшее будущее. Что мы и делаем.

– Кто вас делегировал в регпарламент?

– В думу третьего созыва я пришёл как независимый кандидат от Маркса – это моя родина. Конкурировать пришлось с Владимиром ДАВЫДОВЫМ. Он был президентом Торгово-промышленной палаты, а я простой бизнесмен. И мне очень повезло, что избирался от Маркса, где родился и вырос и где многие меня знали. Только родственников человек сто, а ещё друзья, одноклассники, знакомые. Чувствовал этот отряд за спиной, поддержку. Вот это были выборы! Давыдов, кажется, меня просто недооценил и считал, по всей видимости, не очень сильным соперником. Он тогда был довольно известен, много работал в Марксовском районе. И, наверное, считал, что этой известности и авторитета будет достаточно. Но моим землякам оказались ближе мой романтизм, искреннее желание помочь району и вера, что всё зависит от нас самих.

Законы идут от жизни

– В разработке каких наиболее интересных и социально важных, на| ваш взгляд, законопроектов вам пришлось принимать участие?

– Ещё в третьей думе мы первыми заговорили о необходимости введения школьной формы. Может быть, кому-то данный законопроект представляется несущественным, но время показало его актуальность. Обсуждение состоялось, но тогда это решение не прошло. Но мы ведь не просто так подняли данный вопрос, инициатива родилась из общения с людьми, проводили родительские собрания, узнавали мнения. Речь шла не о единой для всех форменной одежде, а о соблюдении некоего дресс-кода для посещения образовательного учреждения. Позже многие школы всё равно ввели собственную школьную форму, потому что она дисциплинирует, приучает к порядку и, в конце концов, исключает социальное неравенство по внешнему признаку среди учащихся и психологический дискомфорт от невозможности ежедневно менять наряды. Учителя тогда получали нищенскую зарплату, им тоже было неуютно приходить в класс, как на ярмарку тщеславия.

 Ещё одна интересная инициатива: в своё время нами было предложено выделять на развитие бизнеса не менее 1% от всех расходов областного бюджета. с  боями поправка прошла. Правда, она долгое время не выполнялась и реализуется только с 2012 года, то есть с момента прихода нынешней команды правительства. Мы настаивали на внесении поправки, потому что были искренне убеждены: чтобы бизнес развивался, предприниматели должны знать, что есть господдержка  и правила игры будут стабильными, понятными и долгосрочными. Кроме того, с нашим участием был введён единый налог на вменённый доход. Я непосредственно занимался расчётом коэффициентов. Мы жёстко стояли на защите интересов бизнеса. И наш закон поставкам тогда был признан самым лучшим с точки зрения развития бизнеса в России. Это признание прозвучало на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Я до сих пор убеждён, что развитие малого бизнеса выполняет в первую очередь социальную функцию. Главный плюс этого процесса – создание новых рабочих мест, обеспечение самозанятости населения. И только во вторую очередь мы рассматриваем другой положительный эффект от развития малого бизнеса – повышение налоговых сборов. Передовые страны давно это поняли.

В думе четвертого созыва был также разработан законопроект о государственночастном партнерстве. Саратовский регион оказался в первой десятке субъектов РФ, кто его принял. А сейчас уже более 70 регионов имеют аналогичные законы. Мы начали его разрабатывать в самый разгар кризиса 2008- 2009 годов, а приняли в 2010-м. И хотя денег в бюджете не было, мы упорно искали пути взаимодействия бизнеса и власти. У законопроекта тоже непростая судьба, он трудно шёл из-за того, что на федеральном уровне узаконен только один механизм взаимодействия через концессию. Но принятие закона позволило бы на конкурсной основе привлекать частные средства к реализации наиболее важных для государства направлений и таким образом помогать развитию инфраструктуры, социальной сферы.

– Но, наверное, самым социально необходимым и востребованным обществом оказался закон о праздновании Радоницы?

– Безусловно. И всё, конечно, идёт от жизни. Я неоднократно наблюдал, посещая на большую родительскую Дмитриевскую субботу и в день поминовения усопших марк- совское кладбище, сколько туда приходит народу. Такое же столпотворение в эти дни и на саратовских кладбищах, да в каждом районе и селе. И многие хотели бы помянуть близких, прибраться на могилке, но людей не отпускали с работы, из-за этого возникали конфликты. Со временем появилось понимание, что такой общий день необходим и он должен быть выходным. Но не на усмотрение законодателей, как предполагалось в первом варианте закона, а повсеместно. Очень благодарен владыке ЛОНГИНУ, который поддержал нас в этом вопросе. Благодаря его благословлению законопроект, имеющий большое социальное и воспитательное значение, прошёл утверждение. Мы не можем быть Иванами, не помнящими родства. Нужно чтить память своих близких. И я рад, что праздник стал всеобщим для разных конфессий, его отмечают вне зависимости от вероисповедания.

С верой в лучшее будущее

– Можно ли сказать, что облдума стала некоей школой для будущих политиков?

– Конечно. И самый яркий пример – это Вячеслав Викторович ВОЛОДИН, который пришёл в Государственную думу, а затем и в Правительство РФ, Администрацию Президента из регионального парламента. Губернатор области Валерий Васильевич РАДАЕВ долгое время очень успешно руководил облдумой, под его началом создана эффективная команда управленцев, в которую входят люди, прошедшие школу законотворчества: Денис Владиславович ФАДЕЕВ, Павел Владимирович БОЛЬШЕДАНОВ, Александр Александрович СОЛОВЬЁВ, Олег Александрович ГАЛКИН. Чиновником федерального уровня стала Марина Владимировна АЛЁШИНА, а Ольга Николаевна АЛИМОВА теперь депутат Госдумы РФ. Владимир Васильевич КАПКАЕВ прошёл путь от рядового депутата до руководителя регпарламента. Саратовский градоначальник Олег Васильевич ГРИЩЕНКО – тоже выходец из числа депутатов. Список можно продолжать долго. Десять лет работы в думе и для меня не прошли даром.

 – Кто из депутатов оказал на вас наибольшее влияние и внёс существенный вклад в работу думы?

– Я многому научился с точки зрения организации бюджетного процесса у Владимира Михайловича ЧУРИКОВА, у которого работал заместителем. Очень интересно было работать с Сергеем Алексеевичем ШУВАЛОВЫМ. У него нестандартные взгляды, подходы и манера общения. Да практически каждый депутат внёс что-то своё в деятельность облдумы. Хочу отметить, что в двух последних созывах стало меньше бизнесменов, а больше представителей социальной сферы. И когда председателем облдумы четвёртого созыва стал Валерий Васильевич РАДАЕВ, работа стала более планомерной, системной. Так получилось, что депутатам в какой-то момент пришлось работать вместо правительства области. Из-за сложных отношений с исполнительной властью региона законодатели всё время вынуждены были искать консенсус и невольно идти на шаг впереди облправительства. Сейчас, опять же благодаря губернатору, выстроены очень чёткие, конструктивные взаимоотношения двух ветвей власти. И в чём-то, мне кажется, в данный момент облправительство опережает законотворческие инициативы депутатов. Этот темп и планомерность задал глава региона. Работая с Валерием Васильевичем в облдуме и в его команде правительства, я продолжаю многому учиться.

– Что можете пожелать депутатам к юбилею регпарламента?

 – С огромным удовольствием хочу поздравить депутатов всех созывов с 20-летием регпарламента. Каждый из них на определённом временном отрезке внёс свою лепту в деятельность заксобра- ния. Региону очень повезло с креативными и инициативными депутатами, которые всегда отстаивали интересы избирателей. Желаю всем сохранять активную жизненную позицию, развиваться творчески, верить в свои силы, в людей и в лучшее будущее нашего региона.

Людмила ПРОВОРНОВА

«Московский комсомолец в Саратове» 28 мая 2014 года


Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.12.2017, вторник, 10:20, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по бюджету, налогам, экономической и инвестиционной политике, промышленности, собственности и предпринимательству

19.12.2017, вторник, 11:00, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

20.12.2017, среда, 10:00, зал заседаний

Заседание Саратовской областной Думы


Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.12.2017, вторник, 10:20, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по бюджету, налогам, экономической и инвестиционной политике, промышленности, собственности и предпринимательству

19.12.2017, вторник, 11:00, парламентский центр

Заседание комитета

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

20.12.2017, среда, 10:00, зал заседаний

Заседание Саратовской областной Думы